"Эти поправки носят срочный, неотложный характер, они прагматического свойства", - заявил, представляя документ депутатам, замглавы МЭР Алексей Лихачев. Однако, заметил он, оговорившись, впрочем, что выражает "личное мнение", "собственно поправками к 94-му закону /о госзакупках/ мы в целом ситуацию на качественно новый уровень не поставим".
А.Лихачев пояснил, что закон дает возможность контролировать "закупку простых товаров на рынках, где существует конкуренция и где вопросы к качеству товаров определены ГОСТами или другой нормативной базой" и где "цена на электронном аукционе - главный критерий, по которому должна происходить конкурентная борьба поставщиков за госзаказ".
Однако для закупки сложной техники, например, для проведения научно-исследовательских работ, реализации крупных госпроектов, "механизм 94-го закона работает неэффективно", констатировал замминистра. По его словам, на решение этих проблем направлена разрабатываемая концепция закона о федеральной контрактной системе, где планируется "сделать публичным весь цикл государственных закупок".
Что же касается обсуждаемых поправок, то А.Лихачев обратил внимание на их необходимость на сегодняшний день. "Они предложены теми, кто работает на рынке закупок, как на стороне заказчиков, так и добросовестных поставщиков", - подчеркнул он.
Госдума приняла сегодня за основу проект постановления об одобрении в первом чтении правительственных поправок в закон о госзакупках, призванных усилить контроль за показателями товара. Таким образом, данная ключевая инициатива уже прошла первичное одобрение в нижней палате, а основное голосование по первому чтению пройдет сегодня после 17:00 мск.
Как пояснил А.Лихачев, документ "носит характер /решения/ неотложных задач и включает пять основных новаций". "Все они направлены на повышение качества закупаемой продукции и усиление контроля за показателями поставляемого товара", - подчеркнул он.
В частности, предусматривается двухуровневый механизм формирования начальных цен на товары: определяется открытый перечень источников формирования начальных цен /госстатистика, реестр контрактов и т.д./, правительство получает право устанавливать порядки формирования начальных цен. Нововведения позволяют заказчику "устанавливать в контракте требование к сроку и объему предоставления гарантий на товар, его обслуживанию, расходам на эксплуатацию, к обязательности осуществления монтажа и наладки, к обучению лиц, использующих его". Кроме того, у правительства появляется возможность устанавливать своим решением "любые особенности размещения того или иного товара". "Это не просто право при особо важных закупках вводить дополнительные механизмы отбора поставщиков и требований к качеству товара, но и наработка новых прогрессивных методов размещения товара", - считает А.Лихачев.
Планируется, что второе чтение законопроекта состоится 11 апреля.