"В 2010 году мы получили за нашу технику в этом регионе более одного миллиарда долларов", - сказал в среду начальник регионального департамента, руководитель делегации ФГУП "Рособоронэкспорт" Сергей Ладыгин.
Отметим, что согласно наблюдениям экспертов, два года назад Россия обогнала США по количеству продаваемого Латинской Америке оружия. При этом отмечалось, что в топ-5 стран региона, активно покупающими российское оружие, входят Венесуэла, Бразилия, Мексика, Перу и Колумбия, добавляя, что в очередь встала и Боливия. В совокупности оборонные расходы стран Латинской Америки и Карибского бассейна возросли за последние 5лет в 2 раза.
Напомним, что последние несколько лет совокупный военный бюджет стран региона составлял порядка 30 млрд долларов.
Как отметил С.Ладыгин, "в последние годы, в частности, динамично развивается ВТС с Венесуэлой, на качественно новый уровень выходят отношения с Перу, Эквадором, Мексикой, Колумбией, Уругваем, Боливией, Парагваем, наше оружие и боевую технику начали покупать такие страны, как Бразилия и Аргентина, которые традиционно ориентировались на США и Европу".
По его словам, все это свидетельствует о том, что страны Латинской Америки не только высоко ценят российское оружие и боевую технику, но и видят в России надежного партнера.
Заявление представителя "Рособоронэкспорта" прозвучали в момент визита в Китай на форум БРИК президента РФ Дмитрия Медведева. Вполне логичными видятся предположения о том, что в рамках встречи с бразильцами российской делегации речь может пойти и о военном сотрудничестве двух стран.
Кроме того, латинский "вектор" в сфере ВТС для России может стать элементом "хеджирования" от возможных потерь наших оружейников по анонсированным контрактам со странами Ближнего Востока из-за последних событий в Ливии. Вполне симптоматично, что в середине февраля директор "Рособоронэкспорта" по особым поручениям Николай Димидюк заявил, что многомиллиардный контракт на поставку Россией вооружения Саудовской Аравии остается в силе, и его никто не отменял. Тогда же он весьма туманно обрисовал перспективы дальнейшего военного сотрудничества с Ливией, упомянув о уже подписанном в 2010 году контракте на сумму порядка 1,3 млрд евро.
Кроме того, главным ожиданием прошлого года было подписание контракта на приобретение российского оружия Саудовской Аравией. Эта нефтяная монархия – крупнейший рынок вооружений в странах третьего мира. Ранее саудовцы приобретали в основном американскую технику. В случае успешных переговоров контракты с Саудовской Аравией станут самым значительным событием для российского экспорта вооружений за последние годы, отмечали эксперты. Из российского арсенала аравийцев заинтересовали танки Т-90С, зенитно-ракетные комплексы С-400 "Триумф", вертолеты семейства "Миль" и БМП-3 /российские боевые машины пехоты уже много лет успешно эксплуатируются в армии соседних Объединенных Арабских Эмиратов/.
Кстати, именно страны Ближнего Востока, та же Ливия еще совсем недавно рассматривались российскими оружейниками как альтернатива так называемому "индокитайское гетто". Это термин в полной мере отражал тот факт, что ранее основными клиентами "Рособоронэкспорт" были Индия и Китай. Но вырваться из этого "гетто", похоже, удалось. В последние годы крупные партии российского оружия приобретают Алжир, Сирия, Ливия, Венесуэла, Вьетнам. Вьетнам вообще стал лидером по сумме заключенных с Россией контрактов в 2009 году. "Семь покупателей – это уже весьма весомо. Даже во время внешних колебаний, экономических кризисов портфель становится дифференцированным и уравновешенным от внешних сдвигов", – отмечал ранее главный редактор журнала "Экспорт вооружений" Дмитрий Васильев.
Как видим в этом "портфеле" Латинскую Америку представляет Венесуэла, которая является крупнейшим импортером российского оружия.
Латинская Америка стала благодатным рынком для экспорта российских вооружений, которые в 2009 году выросли настолько, что по своему объёму отодвинули на второе место США, отмечал весной прошлого года Лондонский Институт Стратегических Исследований. И эта тенденция роста российского военного экспорта в регион, "похоже, будет продолжаться", заявляли эксперты Института в ежегодном отчёте "Военный Баланс", представляющем из себя сводный документ о боеспособности и оборонных расходах 170 стран мира.
Как отмечали авторы доклада, резкое увеличение продаж российского оружия латиноамериканским странам отчасти обусловлено ограничениями, введёнными на продажу вооружений Соединёнными Штатами, которые всегда были главным поставщиком этой продукции на латиноамериканский рынок, а заодно и крупнейшим мировым производителем. Эти ограничения коснулись ряда стран, в частности, Венесуэлы, которую Вашингтон обвинил в недостаточном сотрудничестве в борьбе против терроризма, а также Бразилии /за отказ передать технологические новинки/ и Боливии /с тех пор, как там президентом стал Эво Моралес/.
Хотя две страны с большими военными бюджетами –Колумбия и Мексика продолжают оставаться клиентами США, которые продают им оружие и военную технику в рамках плана Колумбия и Инициативы Мерида для борьбы с наркоторговлей, другие диверсифицировали своих поставщиков, говорится в докладе Института.
Как утверждают авторы, Россия /экспортировавшая в 2008 году оружия и военной техники на сумму, оцениваемую в 5,4 млрд долларов и, как следствие, занявшая по объёмам поставок второе место в мире/ подписала соглашения с Венесуэлой, Перу, Бразилией, Мексикой и Колумбией. В 2009 году Москва активизировала переговоры с Боливией, Уругваем и Эквадором в сфере торговли оружием.
Вслед за Венесуэлой и Бразилия, претендующая на роль региональной державы, также приняла «масштабную программу модернизации вооружений» и с этой целью увеличила свой военный бюджет на 2009 год до 29,7 млрд долларов, что составляет 1,7 проц ей внутреннего валового продукта. В совокупности оборонные расходы стран Латинской Америки и Карибского бассейна возросли с 39 млрд 730 тысяч долларов в 2006 году до 58 млрд 480 тысяч долларов в 2008 году /что составляет 1,35 проц ВВП/.
С другой стороны, авторы доклада призывают латиноамериканские страны предпринять срочные и эффективные меры по "укреплению региональной безопасности" и дать адекватный ответ "всё возрастающим и более сложным угрозам их стабильности", таким как расшатывание демократических устоев, терроризм, деятельность повстанческих групп, незаконная торговля наркотиками и оружием. И всё же войны и террористические акты в значительно больших масштабах происходят в Азии, Африке и даже США и Европе. Латинская Америка продолжает оставаться континентом мира.
По мнению того же Д. Васильева, в ближайшие пять-шесть лет российский рынок вооружений не упадет ниже отметки 8,5 млрд долларов , каким он был в 2009 и в 2010 годах /по линии Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству/. Поставка военной техники иностранным заказчикам – залог жизнеспособности военно-промышленного комплекса. "То, что российская оборонка не дополучит от гособоронзаказа и от Министерства обороны /которое пострадало из-за сжатия бюджета/, будет компенсировано за счет внешних рынков. И это большой успех", – уверен директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Правда, одна проблема остается: некоторые предприятия военно-промышленного комплекса не в состоянии взять на себя дополнительные контрактные обязательства. Производственные мощности и кадровые проблемы не позволяют выполнять новые заказы, поясняет Д. Васильев, у предприятий просто не хватает сил.
При этом эксперты отмечают, что тот же "Рособоронэкспорт" в сфере ВТС все дальше отходит от некой политической составляющей в плане подбора будущих клиентов и банально "заточен" на получении как можно большей выручки от продажи оружия на внешних рынках. Тот факт, что еще в 2005 году Россия впервые со времени распада Советского Союза обошла Соединенные Штаты и стала крупнейшим в мире поставщиком вооружений в развивающиеся страны /данные исследования, проведенного Конгрессом США/ говорит только о том, что наша страна сделала ставку на страны, которые последовательно расширяют военные расходы. Между тем, американцы, по мнению Д.Васильева, возможно, не приняли в расчет "дармовые" контракты, по которым военная техника фактически "дарилась" странам-союзникам. Он, в частности, напоминает, что в последние годы щедрые подарки получили некоторые бывшие советские республики, например Казахстан, Молдавия, Грузия.