Горячая дискуссия, развернувшаяся при рассмотрении этого пункта повестки, скорее касалась не сути нововведений, а многочисленных претензий, накопившихся в обществе к существующему механизму осуществления госзаказа.
Председатель комитета СФ по промышленной политике Валентин Завадников объяснил, что нынешний комплекс поправок касается "процедуры осуществления закупок собственно по решению самого правительства". "Здесь четко описана процедура, когда в каких случаях само правительство принимает решение, как рассматривается этот вопрос, какие ведомства задействованы", - добавил он.
"Вторая группа поправок, условно называемая "улучшизмы", пытается некоторым образом регламентировать вопросы, связанные с максимальной ценой, гарантиями, обеспечениями и обязательствами, ответственностью поставщиков, взаимоотношениями с заказчиками", - отметил сенатор. "Таким образом, мы рассматриваем поправки в 55-ю статью 94 ФЗ /Случаи размещения заказа у единственного поставщика - прим. ИТАР-ТАСС/ и то, что является бесспорным - те поправки, которые были согласованы и против которых не возражали Минфин, МЭРТ и другие ведомства", - подчеркнул В.Завадников.
По его мнению, "поправки улучшат закон в нынешнем виде". Вместе с тем, он указал на "особое мнение комиссии по развитию институтов гражданского общества, которая справедливо пишет, что новации не устраняют всех лазеек для коррупции". "Но документ на это и не претендовал, - заметил глава профильного комитета. - К тому же повышение уровня принятия решения по наиболее крупным закупаемым государством услугам и товарам от ведомств до кабинета министров, наверное, можно считать каким-то поводом усложнить коррупционную деятельность".
Между тем, сенаторы высказались за "системное изменение законодательства" в сфере госзакупок. Так, вице-спикер СФ Светлана Орлова и глава комитета СФ по образованию и науке Юрий Солонин призвали как можно скорее "подготовить поправки, касающиеся ученых и сферы науки в целом". "94 ФЗ - один из наиболее болезненных законов для научного сообщества, - констатировал Ю.Солонин. - Поэтому нам важно понимать, что принятие этого комплекса поправок не является закрытием вопроса, на этом дело не угаснет, а напротив станет началом процесса трансформации".
"Коренным образом усовершенствовать всю систему госзакупок" предложил и председатель комиссии СФ по естественным монополиям Николай Рыжков. "Тот факт, что сегодня мы принимаем уже 8-ю поправку, говорит о том, что в истоках 94-го закона - большие недоработки, все вопросы не решены, - убежден он. - Есть моменты, требующие коренного пересмотра". "Поэтому я считаю, что, с одной стороны, нужно поддержать обсуждаемый закон, который является частичным решением отдельных вопросов, но в то же время нам надо думать, как коренным образом решить ту массу вопросов, которая возникает при госзакупках". При этом, например, в сфере науки Н.Рыжков полагает необходимым не только "комплексно решать вопрос", но и "заранее определиться, какие научные разработки стоит поддерживать в стране".
В.Завадников несколько успокоил коллег тем, что "сейчас идет большая работа в ведомствах, МЭРТ и ФАС, по новым подходам и возможностям системного изменения законодательства в этой сфере". "Серьезный массив поправок находится в нижней палате и его нужно доработать, - продолжил он. - У меня есть ощущение, что мы получим еще одно обновление до конца этой сессии".