Проведенный анализ показал, что отсутствие надлежащего правового регулирования вопросов реализации права граждан на выплату компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС привело в 2009-2010 годах в Брянской области к злоупотреблению гражданами своим правом на получение компенсации и нарушению принципа эффективности и результативности расходования бюджетных средств. В результате неэффективное расходование средств федерального бюджета составило 532, 4 млн. рублей.
По мнению специалистов Счетной палаты, основной причиной сложившейся ситуации является несовершенство Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", нормы которого в части регулирования вопросов выплаты компенсаций материального ущерба за утраченное имущество не в полной мере соответствуют современным социально-экономическим реалиям.
Как следует из материалов, представленных на Коллегию, недостаточность правового регулирования проявляется в первую очередь в отсутствии причинно-следственной связи права гражданина на компенсацию со временем и способами приобретения имущества в собственность, а также территориальной привязки утраченного имущества, рыночная стоимость которого определяется независимым оценщиком. В результате складывается ситуация при которой граждане строят или приобретают недвижимое имущество фактически с единственной целью – получения компенсации, причём по завышенной стоимости. Во многих случаях по результатам оценки жилья независимыми оценщиками рыночная стоимость 1 кв.м. жилья значительно превышает среднюю цену на вторичном рынке, рассчитываемую Росстатом для Брянской области /до 2,3 раза/.
Следствием этого явилось резкое увеличение в последние годы объема расходов бюджетных средств на выплату компенсаций. Так, в 2010 году объем выплат превысил показатель 2007 года почти в 10 раз.
По итогам обсуждения Коллегией Счетной палаты была отмечена необходимость совершенствования действующего законодательства, в том числе в части уточнения круга лиц, имеющих право на получение компенсаций через определение времени и оснований возникновения у них права собственности на утраченное имущество.
Коллегия приняла решение направить информационные письма с приложением отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия Председателю Правительства Российской Федерации и губернатору Брянской области, а также информационные письма – в Минфин и Верховный Суд России. Информация и отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направляются в палаты Федерального Собрания, Брянскую областную Думу и КСП Брянской области.