Прокурор Кош-Агачского района Республики Алтай Евгений Морозов попросил суд освободить от наказания подсудимых Николая Капранова, Анатолия Банных и Бориса Белинского по делу о незаконной охоте на архаров. Дело может завершиться выплатой штрафа в размере 900 тыс рублей. Именно в такую сумму охотоведы оценили ущерб природе.
Из обвинительного заключения следует, что А.Косопкин и двое других участников охоты спрятались в укрытии в ожидании появления архаров. Стадо животных в их сторону погнал вертолет Ми-171.
"Вертолет спугнул стадо архаров и "погнал их к находящимся в засаде Косопкину, Каймину, Ливишину, чтобы те при приближении к ним баранов имели возможность произвести их отстрел", - заявил зампрокурора. Все это произошло 9 января 2009 года.
При этом, по его данным, из вертолета был произведен выстрел и убит один архар. Затем стрелков подняли на борт, и во время одного из маневров вертолет потерпел крушение, погибли семь человек. Все это произошло 9 января 2009 года.
Это дело получило широкий общественный резонанс не только потому, что в этой истории фигурирует имя ныне покойного полпреда президента в Госдуме Александра Косопкина. И даже не из-за циничного поведения самих фигурантов этого дела, отрицающих очевидность своей вины. Наконец, даже необъяснимая лояльность прокурорских работников по отношению к подсудимым – не особо новый фактор.
Проблема в том, что вся эта шумиха вокруг барской охоты на Алтае происходит в тот момент, когда в интернете "гуляет" ролик, на котором премьер Владимир Путин надевает спутниковых ошейник на еще одного "краснокнижного" животного - ирбиса - в Хакасии. Это, кстати, уже пятый зверь в программе спасения редких животных, которую курирует В. Путин вместе с Русским географическим обществом.
Циничное отношение к окружающей природе должно искореняться путем активной разъяснительной работы, говорил ранее российский премьер, объясняя свое участие в программе по спасению вымирающих животных. А как быть с цинизмом институтов государственной власти?
В судебном заседании по делу о незаконной охоте на Алтае, начавшемся 13 апреля, лично участвует только один обвиняемый - заместитель директора института экономики и законодательства Москвы Николай Капранов. Двух других - предпринимателей Анатолия Банных и Бориса Белинского - представляют адвокаты.
Как сказано в обвинительном заключении, А.Банных, который в тот момент был вице-премьером Республики Алтай, по просьбе А.Косопкина организовал полет на вертолете в Кош-Агачский район Республики Алтай. Оглашая обвинительное заключение, зампрокурора заявил, что А.Косопкин давал указания предоставить вертолет и лично участвовал в браконьерской охоте и имел при себе оружие.
За более чем два года с момента авиакатастрофы прокуратура впервые официально заявила, что полпред участвовал в охоте. Ранее следственные органы официально не сообщали о том, что А.Косопкин охотился на архаров. "Банных по просьбе Косопкина дал указание своей помощнице в городе Барнауле организовать заключение договора с томским предприятием "Газпромавиа" о предоставлении вертолета", - сказал теперь зампрокурора. В свое время, А.Банных, отвечая на вопрос признает ли он свою вину в отстреле редких животных, сказал: "Я не охотился, у меня не было оружия... По деталям, кто, собственно, охотился, пусть разбирается следствие". Кроме того, он заявил, что рассматривает обвинения в его адрес как давление на себя и свой бизнес.
"То, что сегодня развивается - это политическое шоу", - говорил А. Банных летом прошлого года, отметив, что, по его мнению, многие СМИ публикуют об этом деле недостоверную информацию. В то же время бывший вице-премьер правительства республики отказался уточнить, кому выгодно это давление. Отвечая на вопрос, собирается ли он вернуться на работу в правительство республики, А.Банных, подавший в отставку с должности заместителя председателя правительства Республики Алтай после авиакатастрофы и связанного с ней скандала, сказал: "Не думаю, что будет какая-то ситуация с деятельностью дальше в администрации". Бывший вице-премьер республики также утверждал, что полет вертолета, окончившийся катастрофой, был организован по просьбе погибшего полпреда президента. "Когда человек такого уровня высказывает просьбу, то, вне зависимости от того, где находишься, воспринимаешь ее как приказ", - сказал А.Банных. Он уточнил, что вертолет должен был забросить пассажиров в горы для охоты.
Следующее слушание по делу состоится в середине мая 2011 года. Ранее расследование по уголовному делу следователи дважды прекращали, но следствие возобновилось по решению председателя СКР Александра Бастрыкина. Представители различных организаций Алтая выразили надежду, что после судебного процесса в отношении предполагаемых участников незаконной охоты на редчайшего алтайского горного барана фактов браконьерства с участием так называем vip-персон в регионе станет меньше.
Между тем за последнее время неоднократно имели место похожие скандальные истории, когда выяснялось, что крупный чиновник погибал во время, возможно, незаконной охоты. Так произошло с губернатором Иркутской области Игорем Есиповским, разбившемся также в горах Алтая в мае 2009 года. Схожесть этой истории со скандальной охотой "випов" на архара заключается не только в том, что они произошли в ожин год, но и в том, что первоначально сообщалось о том, что и губернатор, и полпрезидента находились в служебных командировках, и только затем выяснялось, что и И.Есиповский, и А.Косопкин занимались незаконной охотой.
После гибели И.Есиповского некоторые СМИ передавали, что на месте крушения были обнаружены туши медведей, а в обломках вертолета спасатели якобы обнаружили охотничьи винтовки. Эти сообщения были официально опровергнуты властью. Не говоря о том, что сама охота с вертолета в России запрещена. Что, правда, не делает менее популярным среди чиновников такой вид досуга.
Например, опять же летом 2009 года в суд было передано дело о незаконной охоте высокопоставленных чиновников ФНС под Волгоградом.В случае обвинительного заключения подсудимым грозило до двух лет тюрьмы. Но тогда речь шла о чиновниках "местного разлива", и поэтому в федеральных СМИ эта история не получила широкого резонанса.
Между тем, по данным следствия, глава управления ФНС по Волгоградской области Василий Фарион, начальник ИМНС № 3 Николай Орлянский и директор местного завода стройматериалов Василий Стяжкин незаконно охотились в Камышинском районе области.
Они отстреляли трех зайцев и одну косулю, используя при этом гладкоствольные ружья, карабин и снегоходы "Ямаха", без охотничьих лицензий и в запрещенное для охоты время. Причастность обвиняемых подтверждалась данными баллистической экспертизы.
В итоге обвинение было предъявлено по части 2 ст. 258 Уголовного кодекса России /незаконная охота с применением механических транспортных средств, совершенная группой лиц по предварительному сговору/. Чиновникам грозит штраф до 300 тыс. рублей или тюремный срок до 2 лет с запрещением занимать определенные должности. Уголовное дело рассматривал Камышинский городской суд, который и "успокоился" выпиской браконьерам штрафов. При этом также легко предположить, что бизнесмен В.Стяжкин таким образом развлекал местных налоговиков.