*данные пересмотрены Росстатом в сторону повышения
**данные пересмотрены Росстатом в сторону понижения
Макростатистика марта в целом оказалась разочаровывающей. Наиболее тревожными сигналами служит продолжающееся сокращение инвестиций, падение реальных располагаемых доходов и замедление роста в розничном секторе, свидетельствующее об ослаблении потребительского спроса.
Опережающая динамика промышленного производства /рост близкий к 5-6% г/г с начала 2011 г. после 6-7 г/г во 2П 2010 г./, сопряженная с ростом в строительстве /на 1.6% г/г в 1К 2011 г. против падения на 11.1% в 1К 2010 г./ и c ускорением импорта высокотехнологичного оборудования, указывает на присутствие достаточно сильного инвестиционного спроса. На этом фоне в марте логично было ожидать выхода показателя инвестиций в положительную область /1.7-2.4% г/г по консенсус-прогнозу/. Отмеченное вместо этого падение инвестиций третий месяц подряд может говорить о том, что в отсутствие стимула со стороны господдержки, которая традиционно запаздывает из-за медленного освоения госинвестиций в начале года, частные компании не спешат инвестировать в реальный сектор.
Не может не беспокоить ощутимое замедление роста розничной торговли /4.8% г/г против 5.8% г/г/. Причиной тому – углубление спада реальных располагаемых доходов еще на 3.4% г/г против падения на 0.6% г/г в феврале, что связано с внезапным сокращением реальной заработной платы населения /-0.4% г/г против +0.7% г/г/ – основного источника их пополнения. Привести к снижению заработных плат способна по-прежнему высокая инфляция /9.5% г/г/, а также сокращение расходов на сотрудников путем перевода на серые схемы оплаты труда и вывода их "за штат" в связи с повышением ставок по страховым взносам с 26% до 34%. Занизить показатель реальных располагаемых доходов могло и снижение продаж валюты населением, которое, согласно методологии, включается в индекс.
Заметное замедление розничной торговли опасно тем, что, наряду с инвестициями в основной капитал, служит одним из ключевых индикаторов внутреннего спроса – локомотива, который должен вытянуть российскую экономику в этом году. Ухудшение этого показателя – признак того, что потребительский спрос, который благодаря консервативности потребительских предпочтений даже в период кризиса не претерпел существенных изменений, снижается.
В марте сокращение торговой активности в годовом выражении наблюдалось как в сфере торговли продовольственными, так и непродовольственными товарами. Повышение пенсий /трудовых с 1 февраля на 8%/, которое было главным катализатором роста доходов населения на протяжении 2010 г., при слабой динамике заработных плат оказало разовый положительный эффект, приведя в феврале к ускорению розничной торговли до 5.8% г/г.
В отсутствие стимула в виде госиндексаций, не исключено что реальная зарплата продолжит стагнировать, что не сулит сохранения прежних высоких темпов роста торговли в ближайшие месяцы. Наблюдаемая тенденция восполнения недостающих доходов за счет сокращения сбережений и набирающего обороты кредитования, на наш взгляд, будет иметь ограниченный и непродолжительный положительный эффект на платежеспособность спроса. Сужение финансовых возможностей населения уже находит отражение в зафиксированном в 1К 2011 г. заметном сокращении потребительской уверенности.
Пожалуй, единственным положительным сигналом, по новым данным, служит сокращение безработицы /с 7.4% до 7.1%/. Впрочем, и оно не может в полной мере считаться признаком улучшения на рынке труда, поскольку уменьшение числа безработных на 200 тыс. человек сопровождалось не менее значительным сокращением численности экономически активного населения.
В целом макростатистика марта оставляет смешанное впечатление. Запаздывающая динамика инвестиций при неуверенном росте промышленного производства может указывать на излишне оптимистичные ожидания производителей, сопровождаемые наращиванием товарно-материальных запасов. Вкупе с ухудшением потребительской активности слабые показатели инвестиций в глазах Банка России могут поставить под сомнение возможность повышения ключевых ставок в апреле.
Помимо этого, довольно низкой обещает быть инфляция – по нашим оценкам, 0.5% /в марте 0.6%/, замедляется рост денежной массы, что формально ослабляет потребность ЦБ в ужесточении монетарной политики.
Мы не исключаем, что на этом фоне ЦБ может воздержаться от повышения ставок в апреле, однако при этом, в силу необходимости стерилизации по-прежнему высокого уровня ликвидности, пойти на еще одно повышение резервных требований на 50-100 бп".