Вопрос: Яков Ильич, что, по вашему мнению, можно отнести к альтернативным инвестициям?
Ответ: В качестве примера альтернативных инвестиций большинству людей на ум сразу приходят культурные ценности – картины, скульптуры, старинные вещи. Однако понятие альтернативных инвестиций гораздо более широкое. Недвижимость, покупка винных коллекций или драгоценных камней - это все тоже виды альтернативных инвестиций. При этом можно инвестировать не только в сам актив, но и в производные от него инструменты. Например, некоторое время назад мы подыскивали на рынке недвижимость у продавцов, испытывавших трудности в связи с кризисом, что обеспечивало покупателям достаточно интересные условия с точки зрения инвестирования. Сейчас конъюнктура этого рынка несколько выправилась. Но есть и другая возможность, например, можно приобретать паи фондов, ориентирующихся на индексы недвижимости в различных деловых центрах мира. Если у вас есть желание, вы можете покупать картины или скульптуру, нет желания - можно приобрести паи крупных западных артфондов. Впрочем, в последнее время и в России стали появляться аналогичные ПИФы, ориентирующиеся на вложения в культурные ценности. Однако пока их можно пересчитать по пальцам... Винные инвестиции в последнее время стали достаточно модной идеей. При этом покупатели непосредственно винных коллекций могут гордиться наличием у них именитых экземпляров. Но в этом случае очень важно помнить и понимать, что вам будет достаточно сложно монетизировать этот актив, возникают проблемы с ликвидностью. Впрочем, я еще не встречал среди наших клиентов желающих продавать подобные активы... Чтобы не было проблем с ликвидностью, я рекомендую приобретать активы винных фондов, стоимость которых пропорциональна винному индексу. Он составлен на основе лучших сортов вин различных производителей, которые, по мнению управляющих такими фондами, имеют высокий потенциал к росту стоимости. Так что кому что нужно - либо физический актив (недвижимость, вино, картины) и тогда нужно быть готовыми к проблемам с ликвидностью при выходе из него. Либо выбирайте производный инструмент (например, винный или индекс недвижимого имущества, арт-фонды) и тогда, вам не придется переживать о процедуре выхода.
Вопрос: А можно ли к альтернативным инвестициям отнести ретро-автомобили или породистых животных, скакунов, например?
Ответ: Пожалуй, что да. Однако в данном случае я бы говорил уже о некоем эмоциональном активе. Ретромобили, дорогие собаки, лошади приобретаются людьми для получения некоего статуса, общественного положения, влияния в своей сфере. Таким образом, подобные активы приносят их собственникам некие дивиденды второго порядка, зачастую не имеющие непосредственного денежного выражения, однако обеспечивающие нематериальную выгоду. Собственники таких активов объединяются в закрытые клубы наподобие профессионалов бильярда. Там свой шик, свой лоск и туда не просто попасть. Там поддерживают свои рейтинги, зачастую есть и свои призовые фонды.
Вопрос: Какова ликвидность культурных ценностей?
Ответ: Культурные ценности имеют бОльшую субъективную наполненность, чем стандартные активы. Как я уже говорил, они зачастую являются эмоциональным активом. Когда инвестор намерен купить то, что ему нравится, он вкладывает с удовольствием. Владея и любуясь этим приобретением, владелец склонен считать, что капитализация этого объекта искусства постоянно повышается. Однако, когда у него появится желание продать этот актив, то не всегда просто сразу найти покупателя. В результате находятся "доброжелатели", которые приложат максимум усилий, и актив уйдет за полцены. Так что вопрос ликвидности в секторе культурных ценностей очень и очень сложный...
Вопрос: Когда в современной России началось активное инвестирование в культурные ценности?
Ответ: Началось все, собственно, с появлением самой новейшей России. Я знаю людей, которые в начале 90-х годов прошлого века стали активно инвестировать в предметы культуры и искусства. Были случаи и таких инвесторов, которые, проживая в Америке, приезжали в Россию, находили перспективных художников, за копейки скупали его работы, раскручивали, наращивали капитализацию этого актива. Есть разные случаи…
Вопрос: Какова ситуация на этом рынке сейчас?
Ответ: Сейчас интерес российских инвесторов перемещается в сторону современного искусства, но, конечно, существуют и любители, которые покупают что-то старинное. Однако есть особенность, объединяющая и тех, и других: все хотят "первую линию". Тех, кто готов искать талантливого художника, кормить, поить его, давать деньги на кисти, краску и водку и ждать, когда его картины капитализируются, я больше не встречаю. Новое поколение инвесторов считает, что если покупать современные картины, то только те, что уже стали признанным шедевром, выставляющимся у известных современных галерейщиков. А если покупать старинное, то только ставшее классикой. Только первые имена - и среди художников, и среди скульпторов.
Вопрос: Каков порог входа на этот рынок?
Ответ: Он достаточно низок для состоятельных клиентов. Можно и за 5 тысяч долларов приобрести уже известных мастеров. Можно найти малоизвестные картины даже по 1 тысяче евро. Что касается скульптуры, здесь немного дороже. Ну и как уже говорили, хочешь «первую линию» - придется платить дороже. Если сравнивать с другими видами альтернативных инвестиций, это действительно недорого, потому что, например, для покупки винного индекса нужно выложить минимум 200 тысяч евро.
Вопрос: Есть ли какой-нибудь индикатор динамики рынка альтернативных инвестиций?
Ответ: Да, для своих клиентов мы рассчитываем luxuryindex. Он составляется на основе стоимости акций компаний - мировых лидеров, производящих предметы роскоши. При этом, согласно нашим расчетам и исследованиям, этот показатель стал своего рода опережающим индикатором фондового рынка. Так, когда кризис только начинался, а фондовые рынки еще демонстрировали довольно высокую устойчивость, luxuryindex уже стремительно падал, сигнализируя о сокращении покупок в сегменте предметов роскоши. Вроде бы кризиса еще и не было, а состоятельные люди уже искали средства для прикрытия кассового разрыва, им переставали платить бонусы. В общем, тенденция в отрасли уже была налицо, и аналогичное движение ожидалось во всей экономике. И наоборот, когда фондовые рынки еще "валились", отыгрывая экономический кризис, состоятельные люди уже начинали присматриваться, на что бы потратить спасенные от кризиса деньги (дорогие средства передвижения, драгоценности), тем более, что цены на них из-за кризиса серьезно упали, обеспечив тем самым дополнительную привлекательность таким покупкам. В результате luxuryindex уже демонстрировал уверенный подъем, сигнализируя о намечающейся стабилизации во всей экономике.