Документ предполагает установление целевого значения показателя сжигания ПНГ на факелах в размере не более 5 проц от объема добытого ПНГ с 1 января 2012 г.
Как отмечается в пояснительной записке к проекту, в результате плата компаний за сжигание ПНГ может вырасти до 34 млрд руб с 340 млн руб в 2010 г. Однако Минприроды отмечает, что фактические платежи вырастут гораздо меньше из-за применения механизмов консолидации, вычетов по плат, и на финансовых показателях отрасли существенно это не отразится.
Удельные инвестиции для обеспечения целевого показателя сжигания составляют около 4800 руб на 1 тыс куб м. "Учитывая, что сегодня удельные платежи за выбросы составляют всего 20 руб на 1 тыс куб м, плата должна быть повышена как минимум в 100 раз", отмечается в записке.
Также ведомство предлагает ввести механизм консолидации, предусматривающий расчет платы при сжигании ПНГ для юрлиц с учетом значения показателя по основному обществу. Минприроды поясняет, что в РФ существует большое количество участков недр, на которых требование о достижении 95-процентного уровня утилизации ПНГ недостижимо вообще или проблематично на определенных этапах разработки. Предлагается перераспределение квот сжигания в рамках Группы компаний между входящими в нее юрлицами – пользователями недр. Это позволит компаниям, достигшим целевого показателя сжигания по всему основному обществу, не применять дополнительный стократный коэффициент к плате за выбросы.
Кроме того, Минприроды предлагает ввести механизм вычетов, подразумевающий уменьшение коэффициента к плате за выбросы. В проекте постановления вводится показатель покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию ПНГ платой, равный отношению затрат на реализацию проектов по полезному использованию ПНГ, к сумме размера платы за соответствующий период. В случае, если накопленный объем затрат превышает расчетное значение платы за выбросы, стократный коэффициент к нормативам платы не применяется. В случае, если затраты меньше расчетной платы за выбросы, коэффициент 100 умножается на разницу, при этом величина дополнительного коэффициента не может быть менее 1. Затраты суммируются по всем юридическим лицам, плата - по пользователям недр.
Для участков недр, добыча ПНГ на которых не превышает 5 млн куб м в год, а содержание неуглеводородных компонентов превышает 50 проц, предлагается не применять никакого коэффициента к плате за сжигание ПНГ.
При этом в случае отсутствия средств измерения и учета ПНГ плату предлагается увеличить в тысячу раз. Как считает ведомство, при таких платежах эксплуатировать месторождения нефти без счетчиков становится невыгодным.
По данным Ростехнадзора, в 2007 г из 1845 факельных установок лишь 52 проц были оснащены измерительными устройствами, на 2011 г информация о степени оснащенности факелов счетчиками отсутствует.
Минприроды отмечает, что стоимость установки измерительных систем относительно невелика. Так, по данным "Газпром нефти", расходы на внедрение автоматизированной системы учета ПНГ на одной дожимно-насосной станции составляют около 4 млн руб. По России расходы на внедрении АСУ не должны превысить 6 млрд руб.