Власти Москвы пока еще не согласовали с Министерством финансов РФ, как будут передавать свой пакет акций аэропорта "Внуково" в федеральную собственность, сообщила в пятницу заммэра столицы, руководитель департамента имущества города Наталья Сергунина. Такие разъяснения чиновницы последовали после того, как ранее сегодня начальник отдела общественных связей Минтранса Тимур Хикматов заявил, что Минтранс и Минэкономразвития РФ предлагают передать аэропорт "Внуково" в федеральную собственность через договор дарения для дальнейшего объединения с "Шереметьево". Как отмечают ряд СМИ, провести сделку посредством дарения Минтранс предложил правительству Москвы, чтобы ускорить объединение "Внуково" и "Шереметьево".
Как в таком случае Москва получит обещанную премьер-министром Владимиром Путиным "компенсацию" в размере 45-50 млрд рублей, в правительстве не поясняют. Не исключено, что Москва согласится подарить аэропорт "под обещания субсидий" из федерального бюджета, делают вывод "Ведомости".
Между тем, по мнению экспертов, такой вариант действительно позволяет ускорить сделку, что немаловажно с учетом того, что "Шереметьево" рассматривает объединение с "Внуково" как один из вариантов более серьезной конкуренции с частным "Домодедово" – последний, напомним, в последние годы уверенно опережает "Шереметьево" по объемам пассажиропотока.
"Мы ничего не дарим, есть федеральный закон 122-ФЗ, там написан порядок перераспределения имущества между РФ и субъектами РФ. У нас нет гражданско-правовых сделок, у нас есть перераспределение имущества, поэтому не надо брать дарение. В настоящее время порядок перераспределения установлен, но в каком формате мы будем передавать пакет акций, еще с Минфином не согласовано", - пояснила сегодня Н.Сергунина. При этом она добавила, что в настоящее время "прорабатывается вариант, который является наиболее оптимальным и для Российской Федерации, и для субъекта".
Напомним, что в конце марта премьер-министр Владимир Путин сообщил, что "Шереметьево" и "Внуково" планируется объединить в единый комплекс. Позднее планировалось провести приватизацию части госдоли в объединенной компании. В свою очередь, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина говорила ранее, что государство заинтересовано в привлечении единой управляющей компании для московского авиаузла.
Месяц назад частные акционеры "Внуково" согласились внести в объединенную с "Шереметьево" компанию свои 25 проц акций ОАО "Аэропорт Внуково", сообщали СМИ со ссылкой на председателя совета директоров ОАО "Международный аэропорт Внуково" и совладелеца ОАО "Аэропорт Внуково" Виталия Ванцева. При этом третий терминал аэропорта "Внуково", который контролируется частными инвесторами, останется за пределами сделки, - впрочем, как грузовые и бизнес-терминалы аэропортов.
В.Ванцев тогда пояснил, что предварительная концепция предполагает слияние ОАО "Международный аэропорт Шереметьево", ОАО "Терминал" /управляет терминалом D в Шереметьево/ и терминалов ОАО "Аэропорт Внуково". Объединенная компания будет управлять четырьмя терминалами в Шереметьево и двумя во Внуково. Он также сказал, что юридическое объединение можно будет провести за три-четыре месяца, тогда как производственное и технологическое объединение всех терминалов может занять около года. В правительстве полагают, что после слияния "Шереметьево" может взять на себя "большегрузные и дальние направления", а Внуково - южные направления и среднемагистральные рейсы по России.
В настоящее время московским властям принадлежит 75 проц акций ОАО "Аэропорт Внуково" /в январе текущего года указанный пакет был оценен в 27 млрд рублей – прим.ред/, а российское правительство владеет 100 процентов акций "Шереметьево". Предполагается, что после слияния объединенные московские аэропорты будут приватизированы.
Как сказал ПРАЙМ-ТАСС президент консалтинговой компании НЕОКОН Михаил Хазин, в решении провести объединение "Внуково" с "Домодедово" посредством дарения никакого «криминала» на самом деле нет. "Это попытка избежать аппаратно-бюрократических издержек в рамках этого слияния, в результате чего будут увеличены трансферты столичному правительству со стороны федералов", - сказал он.
В правительстве настроены как можно быстрее завершить создание московского авиаузла, это вполне логичное решение с учетом того, что согласно прогнозам рост объемов авиаперевозок в столичном регионе будет расти каждый год на 10-15 проц. Стоит отметить также, что ранее в СМИ сообщалось, что в правительстве вынашивали планы по объединению в один авиаузел трех столичных аэропортов – то есть "Внуково", "Шереметьево" и "Домодедово". Однако, по некоторым сведениям, владельцы последнего выступили против этих планов.
В частности, глава совета директоров «Домодедово» Дмитрий Каменщик ранее заявлял, что обнародованный премьером и профильным министром вариант создания московского авиаузла на базе Шереметьево и Внуково"не является оптимальным". Однако тот же В.Путин в свое время заявил, что решение только обсуждается и посоветовал Д.Каменщику продолжать переговоры с Минтрансом.
По мнению некоторых экспертов, серия последних "неприятностей" "Домодедово" – попытки «свалить» январский теракт на службу безопасности аэропорта, а также недавние высказывания Генпрокуратуры на тему того, что таким стратегическим объектом, коим является "Домодедово" владеют иностранные компании – в определенной степени являются элементами давления на неконструктивную позицию руководства "Домодедово" по вопросу создания единого столичного авиаузла на базе всех трех крупных московских аэропортов.