Рейтинг@Mail.ru
Бюджет без границ - 11.12.2012, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

Бюджет без границ

Читать Прайм в
Дзен Telegram

.

2012 год, как известно,- год президентских выборов. Поэтому, и бюджет-2012 получит политическую окраску. С одной стороны, можно ожидать закономерного внимания к социальной сфере, а с другой раздутые обязательства чреваты дальнейшим ростом бюджетного дефицита. Напомним, что в планах властей выйти на бездефицитный бюджет к 2020 году, и накапливать резервы.

Как отметил премьер Путин на совместной коллегии Минэкономразвития и Минфина, "надо исходить из того, что для России нормой и правилом является низкий, а лучше нулевой дефицит". В текущем году дефицит, благодаря допдоходам в 1,5 трлн руб, снизится до 1-1,5 проц. "В дальнейшем нам нужно стремиться вновь выйти на бездефицитный бюджет, продолжить накапливать резервы", - сказал он. Он добавил, что возможности по наращиванию расходов в ближайшие годы будут существенно ограничены, и нельзя полагаться на конъюнктуру цен на энергоносители. "Мы можем позволить себе тратить ровно столько, сколько зарабатываем, сколько генерирует российская экономика", - сказал глава правительства.

"В настоящий момент правительством приняты поправки к бюджету-2011, связанные с тем, что цены на нефть существенно выше ожидаемых властями, - считает Евсей Гурвич. – Ожидаются дополнительные доходы в размере 1460 млрд рублей. Дополнительные доходы будут сберегаться, а также станут источником сокращения заимствования. Согласно документу, дефицит бюджета вместо 3,6 проц ВВП составит 1,3 проц ВВП".

Прогнозные цены на нефть в ближайшие три года также властями пересмотрены в сторону повышения. В 2012 году – 93 долл/барр вместо 78 долл/барр , в 2013 – 95 долл/барр, вместо 79 долл/барр в 2014- 97 долл/барр. При этом, как отметил Е.Гурвич, обменный курс останется низким - все три года будет составлять 27,9- 28 руб/долл.

По нашим оценкам, ожидаются дополнительные доходы, 834 млрд руб в 2012 году, в 2013 – 937 млрд, сказал экономист. Правда, этот прогноз не учитывает новые факторы, которые смогут повлиять на экономическую ситуацию. Например, изменение налогового законодательства.

"Какой логикой нужно руководствоваться при распределении расходов в ближайшую трехлетку? - рассуждает Е.Гурвич. – До сих пор мы исходили из необходимости постепенного снижения бюджетного дефицита. По закону бюджетный дефицит должен снизиться до 2013 году до 2,9 проц ВВП. До этого объявлялись цели "выйти в ноль" к 2015 году. Но мы должны учитывать, что доходы в процентах ВВП доходы будут падать, что связано с небольшим снижением цен на нефть и газ и с тем, что объем добычи нефти остается неизменным. Доля доходов нефтяного сектора таким образом будет снижаться".

Если исходить из закона о бюджете до 2013 года, то необходимо было в 2012 году скорректировать расходы в их реальном выражении, и дальше наращивать их скоростью меньшей, чем темпы роста ВВП. Сейчас проблема российской экономики в том, что перестали действовать бюджетные правила в период кризиса – расходы оторвались от доходов. Накопились последствия несогласованных решений правительства, и нужно ввести разумные бюджетные правила и перейти к ним. А дальше нужно определить приоритеты и одновременно с изменением общих параметров бюджета изменить его структуру.

"У нас приняты новые расходные решения, - говорит Е.Гурвич.- Например, началась реализация обширной и амбициозной программы вооружений. Есть также проекты по подготовке Олимпиады. С учетом этого нам трудно будет сократить дефицит в ближайшие годы. Его уровень в ближайшие годы составит около 2 проц ВВП. Но отказываться от общей стратегии бюджетных правил нам не стоит".

Нам есть что сокращать, считает экономист, говоря о статьях расходов. "В ходе кризиса существенно вырос объем субсидий, которые не столько развивают экономику, сколько помогают выживать неэффективным предприятиям, - отмечает Е.Гурвич. – Существует также возможность сокращения численности государственных служащих. В то же время, есть такие расходные статьи, где финансирование надо бы увеличить – здравоохранение, образование. Ведь эти инвестиции – инвестиции в человеческий капитал, одни из самых эффективных вложений".

В России резко возросли неэффективные социальные расходы – например, военные, а существующий бюджетный дефицит уменьшает возможности для вложений в эффективные сферы, говорит эксперт.

Но деваться властям некуда – на носу президентские выборы. Как отметил в рамках очередного Экономического клуба ФБК директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, предвыборная экономика – это экономика обещаний. Несмотря на планы властей увеличить военные расходы и повысить, к примеру, заработную плату врачей, непонятно, как эти обещания могут быть выполнены

"В первом квартале этого года бюджет был исполнен с профицитом из-за устойчиво высоких цен на нефть, - отметил И.Николаев. - Однако беспокойство вызывает не текущий, а 2012 и последующие годы. К 2014 году бюджетный дефицит может составить 7-8 проц от ВВП". При этом следует понимать, что предвыборные обещания нужно исполнять, и их раздача – бюджетная ловушка, отметил И.Николаев.

Главный аналитик компании "МК-Аналитика" Олег Буклемишев также считает рискованным иметь несбалансированный бюджет. В планах Минфина "выйти в ноль" при цене на нефть в 120 долл/барр. "Но эта цена фантастическая", - считает О. Буклемишев, полагающий, что оснований для таких ценовых ожиданий просто нет. Кроме того, экономическая ситуация развивается по худшему варианту, подтверждением чего является существенный отток капитала из России в последние месяцы.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала