Согласно закону, вся инфраструктура платежных систем, в том числе международных, должна быть локализована в России, исключение могут составлять только процессинговые центры. Инфраструктура платежной системы включает расчетный центр, платежно-клиринговый и процессинговый центр. Согласно закону, расчетный и платежно-клиринговый центры в любом случае должны быть локализованы в России, а процессинг может быть организован как в России, так и за рубежом.
Таким образом, международные платежные системы смогут использовать при работе в России услуги операционных /процессинговых/ центров за границей. Как отметил глава комитета Совета Федерации по финансовым рынкам Дмитрий Ананьев, по сути речь идет о допустимости аутсорсинга отдельного вида операционной деятельности - процессинга.
Международные платежные системы, как и национальные, должны будут утверждать правила и любые изменения правил у регулятора - ЦБ РФ. Они должны будут также обеспечивать бесперебойность услуг, которые предоставляют, в том числе, операторам-клиентам, с которыми имеют договора.
Хотя документ разрешает использовать зарубежный процессинговый центр, при нарушении бесперебойности он должен будет быть локализован в России, указал сенатор.
Цель документа - законодательное закрепление понятия "платежная система", установление требований к организации и функционированию таких систем, а также надзору и контролю за их деятельностью. Предмет документа - деятельность и взаимодействие в рамках платежных систем организаций-операторов по переводу денежных средств, включая операторов электронных денег, операторов по приему платежей, платежных систем, услуг платежной инфраструктуры /операционных, клиринговых и расчетных центров/, сказал Ананьев.
По его словам, закон определяет, что национальная платежная система /НПС/ - это совокупность операторов по переводу денежных средств /в том числе электронных денег/, банковских платежных агентов, платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи. Устанавливается, что операторами НПС являются Банк России, кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств, а также Внешэкономбанк.
Документ описывает процедуру и правила перевода денежных средств оператором. Оператор до перевода денег обязан будет предоставлять клиентам возможность ознакомиться "в доступной для них форме" с размером вознаграждения за перевод, со способом определения обменного курса, сказал Ананьев.
Вводится понятие платежного клирингового центра - организации, которая в рамках платежной системы обеспечивает прием к исполнению распоряжений участников платежной системы о переводе денежных средств.
Отдельно оговаривается, что расчетный центр - это организация, которая списывает и зачисляет денежные средства по банковским счетам участников платежной системы, а также направляет подтверждения об исполнении распоряжений участников платежной системы.
Одновременно Совет Федерации одобрил сопутствующий закон, который вносит изменения в законодательство в связи с принятием закона "О национальной платежной системе". Документ определяет, что перевод электронных денег - это новая форма безналичных расчетов. Он будет осуществляться исключительно кредитными организациями по поручению своих клиентов.
Сами электронные деньги определены как денежные средства, которые внесены клиентами в кредитные организации и учитываются без открытия банковских счетов. Этим кредитным организациям Банк России будет выдавать специальные облегченные лицензии на работу с электронными денежными средствами.
Также законопроект регулирует вопросы, связанные с "электронными средствами платежа", под которыми понимаются разные способы удаленного управления денежными средствами, находящимися в кредитных организациях.
Вводится три вида электронных средств платежа для осуществления расчетов электронными денежными средствами. Первый вид - "неперсонифицированное электронное средство платежа" /без идентификации/ с максимальным остатком в любой момент времени в 15 тысяч рублей и лимитом по обороту в месяц в 40 тысяч рублей. Основное использование - для микроплатежей, пояснил Ананьев. Второй вид - "персонифицированное электронное средство платежа" /с идентификацией клиента/ с максимальной суммой электронных денежных средств на счете в 100 тысяч рублей. Третье - "корпоративное электронное средство платежа", оно будет использоваться идентифицированными юридическими лицами, максимальный остаток на конец рабочего дня составит 100 тысяч рублей. Основное использование - прием электронных денежных средств за услуги и товары.
Закон также закладывает основы регулирования так называемых "мобильных платежей". Оператор электронных денежных средств может заключить с оператором связи, который имеет право оказывать услуги радиотелефонной подвижной связи, договор, по условиям которого оператор электронных денежных средств будет вправе увеличивать остаток электронных денежных средств физического лица - абонента такого оператора связи - за счет его денежных средств, которые уплачиваются авансом оператору связи.