Ожидаемое нами ускорение темпов прироста мировой экономики во втором полугодии, по всей видимости, будет базироваться на росте инвестиций при сохранении сравнительно сдержанной динамики прироста мирового потребления. Общими факторами роста инвестиций для ведущих стран являются низкая стоимость заемных средств, рост активности банковского кредитования, значительные объемы нераспределенной прибыли частных компаний и государственная инвестиционно-финансовая поддержка экономики. Временные факторы, сдерживавшие восстановление в первом полугодии, а именно резкий рост цен на сырье и катастрофа в Японии, на данный момент потеряли значительную долю своей актуальности для мировой экономики.
Основным риском для мировой экономики в ближайшие недели, на наш взгляд, станет отсутствие законодательного решения по вопросу увеличения лимита заимствований Казначейства США. По нашему мнению, дебаты в руководстве США по данному вопросу с высокой степенью вероятности приведут к изменениям в бюджетной политике. "Потолок" заимствований, скорее всего, будет повышен /другой вариант трудно представить – это дефолт/, но законодатели могут выступить с инициативами по сокращению американского бюджетного дефицита, например, путем увеличения налогов и снижения госрасходов. В условиях достаточно слабой экономической конъюнктуры подобное "закручивание гаек" может нести в себе угрозу экономике и, соответственно, рынкам акций.
Специфика российского фондового рынка позволяет снижать сырьевые, инфляционные и долларовые инвестиционные риски. Эта специфика в последнее десятилетие стабильно проявляла себя в периоды неопределенности, предшествовавшие принятию решений о повышении лимита заимствований в США. Индекс РТС торговался с премией к DJIA в подобные периоды в 2003-2010 гг. После принятия решения законодателей США о повышении "потолка" заимствований, индекс РТС, как правило, корректировался вниз. Мы ожидаем схожей динамики российского рынка акций и в ходе текущего цикла дебатов по вопросу американского долгового лимита.
Отсутствие прогресса в переговорах американских законодателей по долгу и бюджету, усиление угрозы американского дефолта во второй половине июля может вынудить нас закрыть часть длинных позиций. В то же время указанные выше "защитные" свойства российского рынка акций, ожидаемый рост спроса на инструменты товарного рынка ? в случае если американским законодателям не удастся до 2 августа прийти к соглашению по вопросам долгового лимита ? позволяют рассчитывать на относительную стабильность рынка акций РФ в среднесрочном периоде.
Еще одним фактором риска для российского рынка акций может стать усиление административного регулирования сырьевых рынков. После того, как на прошедшем в июне заседании страны ОПЕК не смогли договориться по поводу увеличения объемов добычи нефти, МЭА объявило о начале товарных интервенций из стратегических запасов. Планируемые дополнительные поставки нефти в объеме 60 млн. баррелей в июле не повлияют существенно на баланс спроса и предложения на рынке. Однако сам факт распечатывания запасов свидетельствует о том, что текущая ситуация на рынке нефти не устраивает США и другие развитые страны, которые надеются за счет снижения цен на нефть оказать поддержку своим экономикам. Очевидно, что в долгосрочной перспективе США и дальше будут добиваться отказа от ценового механизма мирового рынка нефти, основанного на доминировании ОПЕК. Учитывая, что Саудовская Аравия продемонстрировала готовность проводить собственную политику в области нефтедобычи, можно сказать, что ОПЕК уже потерял значительную долю контроля над ценообразованием на нефтяном рынке. Этот факт, по нашему мнению, в среднесрочной перспективе усилит ценовую неопределенность на рынке углеводородов.
Нашим фаворитом на среднесрочную перспективу остается банковский сектор. Это связано не только с прошедшим размещением АДР Сбербанка (SBER) и запланированной на осень продажей 7.6%-го госпакета Сбербанка, но и общим улучшением ситуации в мировой банковской системе. Наблюдающийся после окончания QE2 рост ставок "трежериз" при стабильных краткосрочных ставках заимствований означает не только ослабление рыночных рисков, но и потенциальный рост банковской процентной маржи и прибыли. Решение среднесрочных долговых проблем ЕС является ещё одним позитивным фактором для мирового банковского сектора. Российские банки также продолжают демонстрировать улучшение показателей прибыли и финансовой устойчивости, продолжается консолидация в секторе.
Кроме того, высоким потенциалом восстановления обладают отрасли, наиболее пострадавшие в ходе коррекции в мае-июне – нефтегазовый сектор, металлургия, электроэнергетика".