Министерством юстиции Российской Федерации приказ ФСФР России "Об утверждении Методических рекомендаций по установлению критериев существенного отклонения цены ликвидных ценных бумаг" признан не нуждающимся в государственной регистрации.
Согласно Федеральному закону "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" существенное отклонение рыночных параметров, включая цену, является необходимым условием для того, чтобы считать определенные действия, приведшие к такому отклонению, манипулированием рынком.
За основу рекомендуемых ФСФР России критериев существенного отклонения цены ликвидных ценных бумаг взята методика расчета стандартного отклонения /дисперсии/ относительных однодневных изменений цены ценной бумаги за предшествующие 30 торговых дней.
Определяемое таким образом значение показателя волатильности ценной бумаги ФСФР России рекомендует корректировать с учетом поправки на коэффициент бета /только для акций/, а также с учетом коэффициента разброса, определяемого организатором торговли, и поправочного коэффициента, оперативно вводимого решением ФСФР России в случае значимых системных событий /явлений/. Корректировка показателя волатильности позволит исключить из рассмотрения резкие колебания цены отдельной ценной бумаги, обусловленные исключительно влиянием общей ситуации на рынке ценных бумаг или в экономике в целом.
Для учета влияния отдельного дилера или клиента брокера /управляющего/ на произошедшее существенное изменение цены ликвидной ценной бумаги ФСФР России рекомендует организаторам торговли последовательно исключать из расчета средневзвешенной цены каждой ликвидной ценной бумаги сделки по каждому торговому счету и сравнивать разницу средневзвешенных цен с показателем волатильности. В ряде случаев вместо средневзвешенной цены рекомендуется использовать цену закрытия. При наличии у организатора торговли или у ФСФР России подозрений об имевшей место предварительной договоренности между несколькими лицами, их сделки будут объединяться при расчете используемых показателей.
Рекомендуемая методика предусматривает также учет случаев умышленного распространения заведомо ложных сведений, как в течение торгового дня, так и до его начала – лицом /лицами/, не совершавшим сделок с ценной бумагой.
Предлагаемый подход, основанный на дисперсии, рекомендуется распространять исключительно на ликвидные ценные бумаги, т.е. бумаги, удовлетворяющие ряду условий, предусмотренных утвержденными методическими рекомендациями. Наибольшее значение при определении ценной бумаги ликвидной будут иметь такие показатели как количество сделок с ценной бумагой, количество уникальных клиентов участников торгов, в интересах которых были заключены сделки с ценной бумагой, а также количество торговых дней, когда совершалось более 10 сделок с ценной бумагой.
Организаторам торговли рекомендуется ежеквартально обновлять списки ликвидных ценных бумаг и раскрывать их на своих официальных Интернет-сайтах вместе с ежедневно рассчитываемыми значениями волатильности цены ценных бумаг.
Приказ будет направлен всем организаторам торговли на рынке ценных бумаг для разработки на его основе и установления критериев существенного отклонения цены ликвидных ценных бумаг, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Документ вступил в силу с момента его подписания и подлежит опубликованию в информационном бюллетене "Вестник Федеральной службы по финансовым рынкам".