Закон направлен на совершенствование налогового законодательства с целью создания благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций, оказания социальных услуг населению, развития благотворительной деятельности и добровольчества.
Законом предлагается распространить освобождение от обложения НДС ряда социально значимых услуг, не только на услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями, как это предусмотрено в настоящее время, но и на услуги, оказываемые организациями, относящимися к иным организационно-правовым формам. При этом освобождение от НДС будет предоставляться субъектам хозяйственной деятельности вне зависимости от организационно-правовых форм.
Закон освобождает от налогообложения НДС:
- услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей, услуги по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, признаваемых таковыми в соответствии с законодательством о социальном обслуживании и /или/ о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- услуги по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;
- услуги по выявлению совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких граждан и их семей;
- услуги по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;
- услуги по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
- услуги населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
- услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, оказываемых по направлению органов службы занятости;
- безвозмездную передачу имущественных прав в рамках благотворительной деятельности.
Кроме того, от НДС предлагается освободить безвозмездное оказание услуг по производству и /или/ распространению социальной рекламы. Данные операции не подлежат налогообложению при соблюдении одного из следующих требований: в социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более 3 секунд; в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более 3 секунд и такому упоминанию отведено не более 7 проц площади кадра; в социальной рекламе, распространяемой другими способами, на упоминание о спонсорах отведено не более 5 проц рекламной площади /пространства/.
Требования, установленные к упоминаниям о спонсорах, не распространяются на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах и органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.
От обложения НДС освобождается ввоз на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретных пациентов, и гемопоэтических стволовых клеток и костного мозга для проведения неродственной трансплантации. Данная норма применяется при условии представления в таможенные органы соответствующего разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств для медицинского применения.
От обложения налогом на доходы физических лиц освобождаются:
- выплаты, производимые добровольцам в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг, на возмещение расходов добровольцев, связанных с исполнением таких договоров, на наем жилого помещения, на проезд к месту осуществления благотворительной деятельности и обратно, на питание /за исключением расходов на питание в сумме, превышающей размеры суточных, которые в настоящее время для командировок внутри страны установлены в размере не более 700 руб в день, для загранкомандировок - не более 2,5 тыс руб/, на оплату средств индивидуальной защиты, на уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование, связанное с рисками для здоровья добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности;
- суммы выплат в виде благотворительной помощи в денежной и натуральной формах, оказываемой в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями;
- суммы полной или частичной компенсации /оплаты/ работодателями своим работникам и /или/ членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых данным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, а также суммы полной или частичной компенсации /оплаты/ стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых данным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, предоставляемые за счет средств религиозных организаций, а также иных некоммерческих организаций, одной из целей деятельности которых в соответствии с учредительными документами является деятельность по социальной поддержке и защите граждан, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
- суммы, уплаченные религиозными организациями, а также благотворительными и иными некоммерческими организациями, одной из целей деятельности которых является в соответствии с учредительными документами содействие охране здоровья граждан, за услуги по лечению лиц, не состоящих с ними в трудовых отношениях, а также за приобретенные ими лекарственные средства для данных лиц;
- доходы, получаемые от некоммерческих организаций детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, размер которого определяется, в порядке, установленном законами субъектов РФ.
Кроме того, предлагается снять ограничение, предусматривающее, что социальный налоговый вычет предоставляется исключительно при перечислении физическими лицами части своего дохода на осуществление уставной деятельности организаций, частично или полностью финансируемых за счет средств бюджетов.
При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований: благотворительным организациям; социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством о некоммерческих организациях; некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта /за исключением профессионального спорта/, образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных; религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности; некоммерческим организациям на формирование и пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном законом "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций". Данный вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 проц суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций предлагается не учитывать:
- гранты, которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому правительством РФ, на осуществление конкретных программ в области физической культуры и спорта /за исключением профессионального спорта/;
- доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ /услуг/, выполненных /оказанных/ на основании соответствующих договоров;
- имущественные права, переходящие некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;
- имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;
- средства, полученные некоммерческими организациями безвозмездно на обеспечение ведения уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, от созданных ими в соответствии с законодательством РФ структурных подразделений /отделений/, являющихся налогоплательщиками, перечисленные структурными подразделениями /отделениями/ за счет целевых поступлений, поступивших им на содержание и ведение уставной деятельности;
- средства, полученные структурными подразделениями /отделениями/ от создавших их в соответствии с законодательством РФ некоммерческих организаций, перечисленные некоммерческими организациями за счет целевых поступлений, полученных ими на содержание и ведение уставной деятельности.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, предлагается отнести расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и /или/ распространению социальной рекламы /при условии соблюдения требований к социальной рекламе/, к внереализационным расходам - расходы на формирование резервов предстоящих расходов налогоплательщиком - некоммерческой организацией, зарегистрированной в соответствии с законом "О некоммерческих организациях", определенные в размере и порядке, установленных новой статьей Налогового кодекса.
В соответствии с данной статьей налогоплательщики - некоммерческие организации, кроме созданных в форме госкорпорации, госкомпании, объединения юридических лиц, вправе создавать резерв предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы. Размер создаваемого резерва определяется на основании разработанных и утвержденных налогоплательщиком смет расходов на срок, не превышающий 3 календарных года.
Сумма отчислений в резерв включается в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного /налогового/ периода. Предельный размер отчислений в резерв не может превышать 20 проц от суммы доходов отчетного /налогового/ периода, учитываемых при определении налоговой базы. При этом, если налогоплательщиком сформирован резерв предстоящих расходов на осуществление расходов, предусмотренных несколькими сметами расходов, налогоплательщик самостоятельно в налоговом учете распределяет сумму отчислений в резерв между сметами расходов.
Сумма резерва, не полностью использованная налогоплательщиком для осуществления расходов, предусмотренных сметой расходов, подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика на последнее число налогового /отчетного/ периода, на который приходится дата окончания сметы расходов. В случае, если сумма созданного резерва оказалась меньше фактических расходов, в отношении которых сформирован резерв, разница между данными суммами включается в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы.
Кроме того, вводится госпошлина за регистрацию общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями в размере 1 тыс руб.
Закон должен вступить в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений для которых установлен иной порядок вступления в силу. Изменения, вносимые в отдельные положения статей 217, 219 и 251 Налогового кодекса, будут распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.