Рейтинг@Mail.ru
Вина на всех - 11.12.2012, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

Вина на всех

Читать Прайм в
Дзен Telegram

.

Польская правительственная комиссия, которая более года параллельно с Межгосударственным авиационным комитетом /МАК/ проводила расследование обстоятельств крушения, ранее планировала опубликовать итоговый отчет по катастрофе, ставшей для поляков, таким же знаковым событием как для американцев 11 сентября 2001 года, еще зимой. В качестве основной версии задержки с публикацией доклада эксперты называют политическую.

Сегодня окончательный отчет по результатам расследования катастрофы под Смоленском разместили на сайте Министерства внутренних дел республики. Мнения о вине и ответственности за авиакатастрофу в тексте отчета не содержится.

В выводах комиссии указываются недочеты и нарушения, допущенные польской и российской сторонами на различных этапах полета. В частности, отмечается, что программа подготовки правительственных пилотов в Польше не отвечает современным требованиям. В то же время, эксперты также утверждают, что система освещения на аэродроме "Смоленск-Северный" работала неудовлетворительно.

Кроме того, по мнению польской стороны российский диспетчер в Смоленске давал неправильные команды экипажу президентского Ту-154М. "Не было возможности автоматического ухода на второй круг. Самолет был исправен технически до момента столкновения с землей", - говорится в документе.

В МАК подтверждают, что ознакомятся с докладом правительственной комиссии Польши о причинах катастрофы под Смоленском. Об этом сообщил сегодня пресс-секретарь МАК Олег Ермолов.

Напомним, МАК 12 января этого года обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.

Таким образом, с определенными оговорками можно признать, что выводы польской стороны о причинах трагедии под Смоленском совпадают с мнением МАК по этой катастрофе.

Месяц назад доклад комиссии под руководством главы польского МВД Ежи Миллера о причинах авиакатастрофы под Смоленском, которая произошла в прошлом году, был передан польскому премьеру Дональду Туску. При этом министр внутренних дел тогда же отметил, что этот отчет будет гораздо более жестким к польской стороне, чем документ МАК. Многие наблюдатели сочли, что этим заявлением Е.Миллер дал понять, что польский доклад подтверждает выводы российского МАК о вине польской стороны в авиакатастрофе.

Сразу же после ознакомления с докладом председатель правительства Польши отдал доклад переводчикам, которые и занялись переводом его на русский и английский языки. При этом ранее Д.Туск отмечал, что Польша обнародует ключевые тезисы доклада не позднее 29 июля, даже если переводчики не завершат работу к этому сроку.

Е.Миллер на этой неделе в интервью Newsweek Polska он заявил, что в докладе нет ни одного имени, а только анализ фактов, поскольку конкретную вину должна установить прокуратура.

Напомним, самолет польского президента Леха Качиньского Ту-154 разбился под Смоленском утром 10 апреля 2010 года. При посадке он зацепился за верхушки деревьев в условиях плохой видимости из-за сильного тумана. На борту находились 96 человек - 88 пассажиров и восемь членов экипажа. Не выжил никто.

Летом прошлого года в Польше состоялись досрочные президентские выборы, на которых победил представитель "Гражданской платформы" Борис Коморовский, до этого занимавший пост главы Сейма /парламента/ страны/.

Ажиотаж вокруг публикации поляками итогового доклада по смоленской катастрофе теперь объясняют предстоящими в октябре в Польше парламентскими выборами. Поэтому можно предположить, что ответственные за подготовку этого документа, а, главное, выводов об этой трагедии, по определению испытывали на себе давление политического характера.

В середине апреле польские следователи заявляли, что пока доказательств фактов давления на пилотов разбившегося под Смоленском 10 апреля 2010 года президентского Ту-154 не найдено. Как сообщил тогда пресс-секретарь главного военного прокурора республики Збигнев Жепа, "собранные до настоящего момента материалы не указывают на то, что смоленская катастрофа стала результатом давления на пилотов авиалайнера с бортовым номером 101".

До этого, в начале апреля, генеральный прокурор Польши Анджей Серемет заявил, что следователи исключили версию покушения на жизнь польских высокопоставленных должностных лиц 10 апреля 2010 года, поскольку не нашли никаких подтверждений. Польские прокуроры выдвинули четыре версии причин Смоленской катастрофы: неисправность самолета, действия экипажа, плохая организация полета и действия третьих лиц.

Кроме того, в Варшаве до начала лета утверждали, что важным препятствием для следствия по делу о катастрофе президентского Ту-154М под Смоленском, которое ведет польская прокуратура, является также и то, что в Польшу из России до сих пор не переданы оригинальные записи бортовых самописцев разбившегося самолета. Польские специалисты, восстанавливающие содержание переговоров в кабине пилотов, говорили ранее: для того, чтобы избежать ошибок при составлении окончательной версии расшифрованных переговоров, нужны оригинальные ленты, которые все еще остаются в Москве. Без такой расшифровки польское следствие не может быть завершено. Кроме того, до сих пор не известна конкретная дата передачи Польше обломков разбившегося ТУ-154М.

В свою очередь, эксперт Международной организации гражданской авиации, специалист в области международного воздушного права Виталий Бордунов ранее отмечал, что порядок взаимодействия представителей двух стран при расследовании авиакатастроф четко регламентируется, в частности, Чикагской конвенцией. Теоретически у Варшавы есть право требовать от российской стороны большего. "С одной стороны, вроде бы дело неплохо: тома друг другу следственные органы представили, все вроде бы есть, и обо всем договорились, все расследовали. С другой стороны, я так понимаю, российская сторона собой довольна, а польская сторона считает, что расследование проведено не до конца, есть вопросы. Как юрист-международник скажу, что они вправе, если следовать приложению к Чикагской конвенции, задавать те вопросы, ответы на которые их в какой-то части не удовлетворяют, – и российская сторона должна сотрудничать в этих вопросах. А вот обвинительный уклон в этих рассуждениях – чистой воды политика, которая противоречит международному праву" - уверен Виталий Бордунов.

Схожей позиции придерживается и главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов, полагая, что расследование авиакатастрофы под Смоленском давно перешло из юридической плоскости в политическую. И чем ближе парламентские выборы в Польше /намечены на 9 октября 2011 году –прим.ред/, тем более востребованной остается смоленская катастрофа для основных политических сил страны.

"В Польше трагедия 10 апреля 2010 года, по сути, - главное направление деятельности консервативной оппозиции, тем более что в этом году - очень важные парламентские выборы, - полагает он. - По сути, деятельность партии "Право и справедливость" свелась к функционированию в качестве мемориала Леха Качиньского и к атакам на правительство – за то, что они чего-то не делают, идут на поводу у российской стороны и так далее, и тому подобное, бесконечно. Есть некие трения, шероховатости в расследовании; трудно это отрицать, и странно было бы этому удивляться. Но для партии "Право и справедливость" это теперь уже миссия: доказать, что нельзя доверять ни русским, ни этим проклятым либералам, которые идут у них на поводу".

Как сказала ПРАЙМу ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Ирина Кобринская, "объективно трагедия под Смоленском никак не меняет расклада политических сил в Польше – рейтинг правых, партии ПиС падает. Все последние опросы показывали, что фаворитом парламентской кампании является партия "Гражданская платформа" действующего премьера Туска."

Д.Туск по отношению к России ведет более прагматичную политику, предпочитая не смешивать исторические споры и экономическое сотрудничество с Россией, говорит И.Кобринская, добавляя, что, по понятным причинам, польский премьер не может прямо сказать избирателям, что значительную часть польской элиты в прошлом году угробил Л.Качиньский, отказавшись тогда лететь на запасной аэродром.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала