Рейтинг@Mail.ru
Абхазия теряет туристов из-за дорогих ж/д билетов и неразвитой инфраструктуры-туроператоры - 19.12.2012, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Абхазия теряет туристов из-за дорогих ж/д билетов и неразвитой инфраструктуры-туроператоры

Читать Прайм в
Дзен Telegram

По данным Госкомитета по курортам и туризму Абхазии, летом 2011 года в страну приехало на 15% меньше гостей, чем в прошлом году. Годом ранее, сообщает комитет, курорты Абхазии недосчиталась 6,5% туристов. Оценки туроператорами текущих продаж еще более пессимистичные: в лучшем случае показатели держатся на уровне прошлого года, а большинство опрошенных компаний говорят о спаде в 20%-30% по отношению к прошлогодним результатам.

Основными тормозящими туризм в стране факторами эксперты называют завышенную стоимость проезда до Абхазии, часто превышающую даже цену самой путевки, сложности с прохождением границы и недостатки местной туристической инфраструктуры.

ПОДДЕРЖАНИЕ СПРОСА СТОИТ ПРИБЫЛИ

"Первые почти 10 лет работы приходилось просто уговаривать туристов выбрать Абхазию - считалось, что это слишком далеко и довольно опасно. Но туристы вернулись, привезли восторженные отзывы, и на фоне этого "сарафанного радио" турпоток стал расти", - говорит директор компании "Гагра тур" Валерия Игнатова.

Но сейчас, по ее словам, этот эффект постепенно сходит на нет. Бум продаж пришелся на 2009 год, после чего, второй сезон подряд турпоток сокращается.

"Динамика спада не увеличилась, по сравнению с прошлым годом. Однако те времена, когда Абхазия прирастала на 20% ежегодно, прошли. Раньше направлению уделялось больше внимания, например, "новинкой" активно интересовались российские СМИ. Теперь же интерес затихает", - говорит генеральный директор туркомпании "Аква-Абаза" Денис Чачхалиа.

Определенный спад продаж констатируют практически все опрошенные турфирмы. Те компании, у которых снижение числа туристов не столь ощутимо, признаются, что удерживать объемы удается во многом за счет сокращения собственной прибыли: туроператоры предлагают скидки, повышенные комиссии агентам. Причем часто - без поддержки абхазских гостиниц и пансионатов.

"Маркетинговая политика нескольких объектов размещения в Абхазии нацелена на прямого покупателя - частного клиента. Не без помощи российских операторов клиент узнал об их существовании, спрос достаточно велик, и по ряду объектов операторы получали меньшую комиссию в этом году, невзирая на хорошие результаты работы в прошлом",- говорит заместитель генерального директора компании "Роза Ветров" Александра Сердюченко.

По мнению экспертов, ситуация похожа на то, что происходит в Краснодарском крае, когда гостиницы предпочитают действовать в обход туроператоров.

"Да и отношение принимающей стороны изменилось - уже нет былого радушия. Когда туристов было мало, абхазы были рады обхаживать каждого в отдельности. Теперь турпоток увеличился, гостеприимства стало меньше",- говорит Чачхалиа.

ДОЛГАЯ И ДОРОГАЯ ДОРОГА

Самый распространенный способ попасть в Абхазию - добраться на поезде или на самолете до Адлера, откуда турфирмы организуют трансфер на автотранспорте. При этом с ежегодным повышением стоимости ж/д билетов самолет пользуется все большей популярностью: авиасообщение конкурирует по цене с поездом, выигрывая по скорости.

"Стоимость плацкарта начинается от 6 тысяч рублей туда и обратно, купе будет стоить около 10-12 тысяч. Билет на самолет туда-обратно обойдется от 10 тысяч. Если рассчитывать стоимость переезда на семью, то выйдет слишком дорого для экономичного отдыха, с которым Абхазия сейчас ассоциируется", - говорит Чачхалиа.

"Буквально на днях была такая ситуация: туристы очень хотели именно в Абхазию, но когда узнали, что билеты на нужные даты будут стоить 13 тысяч рублей с человека - отказались", - рассказывает менеджер по туризму компании "Рица" Альбина Чазмаева.

Призванные улучшить ситуацию изменения этого сезона - прямой автобусный рейс из Москвы в Сухуми, возобновление прямого железнодорожного сообщения между городами, а также водный путь Адлер-Гагры, по мнению экспертов, вряд ли серьезно изменят ситуацию.

Автобус находится в пути около 31 часа, выезжает с автостанции "Красногвардейская" по пятницам. Взрослый билет стоит 2,5 тысячи рублей, детский - 1,25 тысячи рублей в одну сторону.

"При этом туристы часто бронируют отели по ходу маршрута автобуса, получается, что их могут довезти прямо до места",- рассказывает Чачхалиа.

Насколько востребовано будет прямое железнодорожное сообщение Москва-Сухуми, эксперты оценить затрудняются.

"Поезд пустили слишком поздно, перспективы его оценить сложно. Однако поезд не скорый, а цена сопоставима с другими составами, поэтому существенно ситуацию он вряд ли улучшит", - говорит Чачхалиа.

Что касается водного маршруты из Адлера в Гагры, как вариант трансфера туроператоры его вообще не рассматривают. Скорее, проект воспринимается как дополнительная экскурсионная опция для туристов, отдыхающих в Адлере.

"Получается, что турист, доехавший до Адлера, должен выгрузить все вещи, добраться от аэропорта или вокзала до речного вокзала, загрузить вещи, потом проделать обратную процедуру по приезду в Гагры. В этом смысле логистика совершенно не построена", - говорит Сердюченко.

Еще одно серьезное дорожное препятствие - граница, на которой часто возникают многочасовые очереди. Быстрее ее пересечь было по пешеходному пути, однако сейчас его закрыли и собираются делать в этом месте автомобильный переезд с возможностью прохода пешеходов, а по пути, который раньше предназначался только для автомобилей, теперь проходят и пешком.

"Добавили дополнительные будки с пограничниками, но очереди все равно остались. А ведь в Абхазию часто едут семьи с детьми, даже с грудничками, иногда беременные женщины. Туристы жалуются", - говорит Чазмаева.

ДЕШЕВЛЕ СОЧИ, НО ДОРОЖЕ КИПРА

А вот стоимость непосредственно отдыха в отелях и пансионатах у турфирм нареканий не вызывает, несмотря на то, что цены ежегодно повышаются на несколько процентов.

"Абхазия по-прежнему остается очень привлекательной по цене, по сравнению с российскими курортами. Объект среднего уровня в Краснодарском крае будет стоить примерно на 20% дороже хорошего объекта в Абхазии", - говорит Сердюченко.

Причины постепенного роста цен у абхазских отельеров, по их словам, те же, что и у российских: высокие налоги, высокая стоимость эксплуатации объектов, отсутствие господдержки.

"Им даже сложнее, чем российским коллегам: почти все продукты и топливо приходится завозить из России, что увеличивает стоимость за счет таможенных пошлин. Огромные подсобные хозяйства пансионатов уже давно пришли в упадок", - считает Чачхалиа.

При этом, по ее словам, конкурировать с предложениями зарубежных курортов по соотношению цены и качества отдыха Абхазия не может, в том числе, из-за низкого уровня инфраструктуры. Например, объединение пансионатов "Курорт Пицунда" - продается, по словам ряда операторов, хуже с каждым годом, так как туристы не хотят ехать в номера, которые не ремонтировались много лет. И это притом, что стоимость объекта приемлемая: размещение в двухместном номере с удобствами и трехразовым питанием там обойдется около 10,5 тысячи рублей с человека на семь ночей /без проезда/. Для сравнения, в "Литфонде" или "Самшитовой роще" проживание на тех же условиях будет стоить от 12 до 15 тысяч рублей, в зависимости от корпуса.

В середине сезона, недосчитавшись туристов, объекты размещения стали делать скидки. Но коснулись они в первую очередь экономичных объектов - хорошего уровня пансионаты оказались заполнены. Лучше всего путевки продавались в те отели, которые активно занимаются обновлением инфраструктуры, сохраняя разумные цены.

ГАГРА - ЛИДЕР ПРОДАЖ

Первое место по объемам продаж, утверждают туроператоры, занимает город Гагра. Это - самая близкая к границе курортная зона, одна из наиболее оснащенных, которая может "предложить отдых на любой кошелек".

Пицунда - курорт подешевле, в силу того, что объектов размещения высокого класса там меньше. Зато именно здесь находятся брендовые объекты: ставшие классикой пансионаты "Литфонд", "Самшитовая роща", "Сосновая роща". Этот курорт эксперты советуют семьям с детьми: местный климат, эвкалиптовые и сосновые рощи полезны для детей с болезнями органов дыхания.

"Родители рассказывают, что у малышей тут даже улучшается аппетит. Дополнительный плюс - в ряде объектов Пицунды есть анимация. Это для Абхазии редкость", - говорит Альбина Чазмаева.

Сухуми - курорт, по словам туроператоров, более динамичный, здесь есть несколько ресторанов, ночной клуб.

"Однако мы предупреждаем туристов, что не стоит рассматривать Абхазию как место для развлечений. Это более спокойный отдых, ориентированный на природу", - отметила Чазмаева.

Курорту Новый Афон развиваться мешает ограниченный номерной фонд, а также расположение: прямо вдоль моря проходит трасса, и для того чтобы добраться до пляжа надо переходить через дорогу. Новый Афон, утверждают туроператоры, туристы посещают скорее в рамках экскурсий и паломнических туров.

Вообще интерес туристов, по словам экспертов, угасает по мере удаления курортов от абхазской границы.

"Если бы аэропорт в Сухуми, наконец, открылся, думаю, он изменил бы географию отдыха в Абхазии: стали бы обустраивать центральные и южные районы", - говорит Чачхалиа.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Несмотря на пессимистичные оценки, туркомпании смотрят на будущее направления позитивно.

"В принципе, Абхазия, по сравнению, например, с Краснодарским краем, растущий рынок в силу своей уникальности. Мест с нетронутой природой в России не так много. А те, которые еще есть - Алтай, Байкал, Бурятия - расположены далеко или не подходят для пляжного отдыха. Сочетание природы, погодных условий и моря найти совсем непросто. Так что в ближайшие два-три года мы рассчитываем на небольшой, но рост", - говорит Сердюченко.

Дополнительный оптимизм туроператорам внушает медленное, но все же обновление номерного фонда и улучшение туристической инфраструктуры в регионе. Кроме того, эксперты полагают, что рост общего числа номеров оградит Абхазию от роста цен. Каждый год в Абхазии открывается несколько новых объектов.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала