Рейтинг@Mail.ru
"Экспресс" пролетел - 11.12.2012, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

"Экспресс" пролетел

Читать Прайм в
Дзен Telegram

.

Экстренно созванная в четверг специальная комиссия сначала предполагала, что аппарат потерян безвозвратно. Но позже один из измерительных пунктов на Байконуре обнаружил российский спутник "Экспресс-АМ4" на нерасчетной околоземной орбите. Несмотря на то, что "разбор полетов" вокруг ситуации с неудачным запуском телекоммуникационного аппарата еще впереди, нештатная ситуация как таковая ставит под вопрос планы по коммерческим запускам "Протонов-М" до конца этого года. А их должно было быть не менее десяти.

"Экспресс-АМ4" создан Центром им. Хруничева совместно с европейской компанией EADS Astrium по заказу ФГУП "Космическая связь" /национальный оператор спутников связи/. Он должен был стать юбилейным 50-м спутником на базе платформы Eurostar на геостационарной орбите. Гарантированный срок активного существования "Экспресс-АМ4" на орбите – 15 лет. Этот спутник причисляли к самым современным аппаратам космической связи, а в Роскосмосе говорили о больших коммерческих перспективах проекта по запуску таких аппаратов.

Не случайно на запуске присутствовал глава Минкомсвязи Игорь Щеголев, который назвал "Экспресс-АМ4" "выдающимся по своим параметрам телекоммуникационным спутником не только для России, но и для всего мира". По словам министра, одна из наиболее важных задач "Экспресс-АМ4" – это обеспечение устойчивой передачу сигнала на дальневосточные регионы, с которых началось строительство российской сети цифрового телевидения. "Во многих регионах Дальнего Востока сети уже готовы, и там ждут, когда спутник встанет в свою орбитальную позицию и начнет устойчивую передачу сигнала", – пояснил И.Щеголев.

Он напомнил, что в рамках президентской программы есть отдельный проект, касающийся спутникового широкополосного доступа в интернет. "Первый такой /широкополосный/ сигнал пойдет на российскую территорию через спутник "Экспресс-АМ4"", – сказал И.Щеголев на Байконуре сразу после запуска аппарата. Он также сообщил, что до 2013 года планируется запуск еще шести спутников по заказу "Космической связи": "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6", а также небольших спутников и спутников непосредственного телевизионного вещания. "То есть в течение ближайших 2-3 лет мы существенно укрепим нашу группировку и даже создадим определенный резерв на орбите", – пообещал И.Щеголев.

Сегодняшний "прокол" принес Роскосмому не только коммерческие, но и, похоже, репутационные издержки. Напомним, что весной у ведомства сменился руководитель – кресло Анатолия Перминова перешло к Владимиру Поповкину, до этого занимавшего должного первого заместителя министра обороны. Тогда СМИ связали отставку главы ведомства с неудачными запусками нескольких спутников ГЛОНАСС /по официальной версии А.Перминов ушел на пенсию – прим.ред/.

Напомним, что российская космическая отрасль пережила в прошлом году тяжелый удар, когда ракета-носитель "Протон-М" не смогла доставить на орбиту три навигационных спутника ГЛОНАС – конкурента американской системы GPS. Президент РФ Дмитрий Медведев тогда за потерю спутников уволил Виктора Ремишевского, заместителя председателя Роскосмоса, и Вячеслава Филина, заместителя руководителя ракетного производства "РКК Энергия".

Межведомственная комиссия по расследованию причин аварии объявила, что сбой произошел из-за неправильно написанной формулы в технической документации на заправку разгонного блока ДМ-03. Ошибка обошлась российскому бюджету в 2,5 млрд рублей.

Напомним также, что в марте Д.Медведев назвал космическую индустрию одной из пяти областей, из которых правительство планирует "выходить" для того, чтобы помочь экономике страны уйти от статуса энергетического придатка развитых стран.

Президент страны также сказал, что на эти задачи выделены беспрецедентные деньги. В конце июля стало известно, что объем финансирования нового десятилетнего этапа создания навигационной системы ГЛОНАСС составит более 400 млрд рублей, почти в 3,5 раза превысив данный показатель прошлой "десятилетки". Тогда же В. Поповкин сказал, что государство в настоящее время удовлетворило практически все заявки Роскосмоса на финансирование.

Теперь руководство Роскосмоса должно убедить правительство и президента, что огромные деньги, выделяемые государством на развитие отрасли, не будут сгорать, как спутники в атмосфере, в результате нештатных ситуаций.

В нынешнем запуске использовался разгонный блок "Бриз-М" производства Центра им. Хруничева. Последняя авария с "Бризом-М" произошла в марте 2008 года, когда из-за отказа двигателя разгонного блока не был выведен на орбиту американский спутник АМС-14. Двумя годами ранее, в 2006-м, нештатная работа "Бриза-М" стала причиной потери арабского телекоммуникационного спутника Arabsat 4A. С начала этого года "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" успешно вывел на орбиту три спутника: в мае – американский аппарат Telstar 14R, в июле – казахстанский "КазСат-2" и американский SES-3. До конца года, по данным источника РИА Новости в ракетно-промышленной отрасли, должны состояться еще более 10 запусков "Протона-М" с разгонным блоком "Бриз-М", в том числе два запуска до конца сентября.

В интервью ПРАЙМ независимый военный эксперт Александр Гольц обратил внимание на то, что "нештатная ситуация в телекоммуникационным спутником произошла через несколько часов после того как премьер Владимир Путин на авиационном салоне в Жуковском, на МАКСе с гордостью перечислял достижения страны в сфере высоких технологий. Это явный конфуз". "Последние проблемы с запуском спутников – это не только проблема Роскосмоса и руководства этого ведомства, которое недавно сменилось. Поповкина сейчас менять никто, понятно, не будет. Критиковать Сергея Иванова, зампреда правительства, курирующего в Белом доме в том числе и космические программы, тоже бессмысленно. Налицо общая, системная проблема – всякая высокотехнологичная система предполагает элементную базу. Во времена СССР целые заводы занимались вытачиванием только одной детали для тех же спутников. Наступил капитализм, такая организация производства стала нерентабельной – решили все компоненты для высокоточной техники делать в одном месте. В результате падают спутники, долго не летела "Булава". Поэтому пока не выстроена технологическая цепочка, пока не создана современная система субконтрактов нас будут преследовать неудачи в высокотехнологичных проектах, в том числе и космических", - сказал А.Гольц.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала