Российская экономика подвержена влиянию мировой экономической системы, и оценивая перспективы и риски, приходится учитывать происходящее на внешних рынках. По словам заместителя директора департамента финансовой стабильности ЦБ РФ Сергея Моисеева, основная внешняя угроза для российских банков идет именно со стороны еврозоны, а не со стороны США с их низким рейтингом.
За основу был взят типовой сценарий, при котором основные индексы стран Европы упадут до 20 проц в течение месяца. В этом случае Банк России оценивает возможные месячные потери российских денежно-кредитных институтов, вложивших средства в европейские ценные бумаги, в 351 миллиард рублей. Правда, эти убытки могут полностью быть покрыты годовой прибылью, которая ожидается рекордной - на уровне 900 миллиардов рублей.
Если европейские индексы, скажем, в Британии или Испании, упадут на 10%, это не менее чем на 8 проц отразится на России, привел пример представитель ЦБ. При этом регулятор советует банкам несколько пересмотреть структуру активов - лучше иметь низкодоходные кредитные портфели, нежели высокорисковые фондовые. Моисеев уверен, что пересмотр возможен за два-три квартала.
Банк России оценивает потребность крупнейших российских банков в дополнительном капитале в случае полных потерь по кредитам 4-5 категории качества (с повышенным и максимальным уровнем риска) в 90,7 миллиарда рублей, из которых 73,6 миллиарда рублей приходится на Банк Москвы. В кулуарах форума гендиректор Агентства по страхованию вкладов Александр Турбанов поддержал идею первоочередной докапитализации Банка Москвы акционерами, а не за счет государства. Правда, официального предложения от основного акционера кредитной организации – банка ВТБ – пока не поступало.
Что касается достаточности свободных денежных средств, в настоящее время совокупная ликвидность российского банковского сектора находится на достаточно умеренных уровнях и составляет примерно 13 проц от объема активов по сравнению с 15,5 проц на начало 2011 года. Треть ликвидности приходится на Сбербанк, которому придется в случае необходимости поддерживать денежный рынок, сохранив лимиты кредитования на случай шоков ликвидности, указал Моисеев.
ЦБ РФ ожидает сокращения ликвидности и в будущем. С этим утверждением согласны аналитики Райффайзенбанка, которые в своем комментарии указывают, что в сентябре-ноябре ситуация выглядит управляемой, а в декабре ликвидность может снизиться на несколько сотен миллиардов рублей. В этом месяце ожидается массовое погашение бюджетных депозитов, а потом средства будут вновь возвращаться в систему в качестве компенсации расходов бюджета, полагают в Райффайзенбанке. Впрочем, денежные власти могут придумать механизм, как провести процесс "конвертации" депозитов в расходы безболезненно, добавляют они.
Банк России считает, что основное внимание проблеме ликвидности должны уделить крупные банки, которые, за исключением Сбербанка, обладают минимальной ликвидностью. Малые и средние банки, в силу их бизнес-моделей, в меньшей степени подвержены таким рискам, указал Моисеев.
Регулятор по итогам стресс-тестов делает вывод, что в случае необходимости банковский сектор справится с вышеописанными проблемами, в частности, за счет хорошо отработанного инструментария ЦБ по поддержанию ликвидности. К примеру, ЦБ готов только через операции РЕПО предоставить ликвидность на сумму свыше 3 триллионов рублей. До последнего кризиса такая возможность оценивалась всего лишь в 1 триллион рублей.
По мнению экспертов, вероятность внешнего шока довольно велика. По словам начальника отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК "Солид" Михаила Королюка, вопрос, по сути, только в том, какую форму это "вторая волна" примет – рецессии или стагнации. В настоящее время ликвидности на рынках хватает, главное для регулятора – не повторить ошибку октября 2008 года, когда из-за задержки с ее предоставлением пострадали тысячи мелких инвесторов, рассуждает Королюк.
По прогнозам ЦБ, пятерка крупнейших российских банков в ближайший месяц сконцентрирует в своих руках более 50 проц активов банковского сектора. Регулятор считает достигнутый уровень концентрации банковской деятельности не критическим.
Рейтинговое агентство Standard&Poor’s также полагает, что российские банки довольно крепко стоят на ногах. В минувшую пятницу агентство повысило рейтинги шести российских банков, сопроводив свои действия прогнозом, что качество активов в среднесрочной перспективе будет улучшаться. В российском банковском секторе после глубокой рецессии 2009 года наблюдаются и признаки сокращения числа проблемных кредитов, считают в S&P.
Правда, российский банковский сектор по-прежнему подвержен влиянию целого ряда рисков, которые ограничивают уровень кредитных рейтингов банков частного сектора. Доминирование государственных банков, в частности, в отношении доступа к фондированию и стоимости ресурсов, приводит к несбалансированности игрового поля, нанося ущерб деятельности частных банков, заключают аналитики агентства.