Об этом свидетельствуют стенограммы разговоров экипажа, приведенные в протоколе к польскому докладу по катастрофе. Протокол, насчитывающий 1 тысячу страниц, был обнародован в понедельник.
В целом, он полностью соответствует представленному в июле докладу польской комиссии, однако в нем также приводятся данные работ экспертов, результаты экспериментов, а также новые фразы в стенограммах разговоров пилотов и диспетчеров.
Согласно этим новым фразам, пилоты не ожидали тумана, который появился в Смоленске, и были сильно удивлены. Пилоты самолета рассуждали о том, что если самолет не сядет в Смоленске, то представительная польская делегация может и не успеть на памятные мероприятия.
"Если мы не сядем, то у них не будет времени", - приводится в документе цитата из переговоров капитана самолета.
Самолет польского президента Леха Качиньского Ту-154 разбился под Смоленском утром 10 апреля 2010 года. При посадке он зацепился за верхушки деревьев в условиях плохой видимости из-за сильного тумана. На борту находились 96 человек - 88 пассажиров и восемь членов экипажа - все погибли.
Межгосударственный авиационный комитет 12 января обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
Польская правительственная комиссия 29 июля представила свой доклад, в котором попыталась возложить часть вины на российскую сторону. Польская сторона заявляла в частности, что российский диспетчер в Смоленске давал неправильные команды экипажу, а часть оборудования аэродрома была неисправна.
Однако в докладе говорилось о плохой подготовке пилотов и о том, что одной из причин катастрофы самолета президента Польши под Смоленском стал поздний уход на второй круг. Система предупреждения столкновения с землей TAWS не была настроена к полету, при этом экипаж допустил ошибки при заходе на посадку, так как игнорировал предупреждения системы TAWS - процедура ухода была сделана на 60 метров ниже допустимой. Польская сторона также признавала, то экипажу недоставало обучения на симуляторах в трудных погодных условиях.
В июле 2010 года Техническая комиссия по расследованию катастрофы самолета Ту-154 завершила анализ метеообстановки и метеообеспечения полета. Согласно заключению комиссии, погодные условия на аэродроме не соответствовали выполнению посадки, о чем экипаж неоднократно предупреждался органами управления воздушным движением и польским экипажем самолета Як-40, выполнившим посадку на аэродроме "Смоленск-Северный" ранее. Вылет самолета из Варшавы был произведен без прогноза и фактической погоды по аэродрому назначения "Смоленск-Северный".