Политикам в ЕС отлично известно, что нужно рынкам. Главная задач Еврокомиссии et al, судя по развитию событий - "пинать консервную банку дальше по дороге" /"kick the can down the road" - очень популярное ныне выражение/, оттягивать возможную/неизбежную развязку как можно дольше: авось, что-нибудь да как-нибудь поможет ее решить, кривая /не доходности/ вывезет. Они резонно понимают: если рынок утратил веру в благоприятный исход и принял решение топить данную категорию активов - он своего добьется. Это - самоисполняющееся пророчество. Но, в глубине души, у рынка, крупнейший представители которого имеют немалые объемы cash в виде резервов в ФРС, тлеет надежда еще раз сыграть наверх при случае. Следовательно, в рамках логики наших европейских соседей, нужно бросать рынку кости, и стратегия "консервной банки" будет иметь успех. Общие для еврозоны облигации - ровно такая кость. Ибо мы отлично помним, что Германия, мягко говоря, пока не очень приветствует их выпуск, и оппозиция таким продуктам, видимо, будет только возрастать по мере проведения выборов.
Да и сам Х.Баррозо дал нам намек на истинное положение вещей /и, следовательно, намерения европолитиков/, сказав: "инвесторы смогут доверять нам, только если мы покажем, что способны выполнять свои обещания." Если вы думаете, что это относится только к Греции /которая не выполняет и физически неспособна выполнить/ или к Италии /которая подготовила планы экономии, более похожие на весьма формальные/, то это, конечно, не соответствует ситуации. У нас уже достаточно примеров того, что сам ЕС, мягко говоря, не отличается твердостью в своей политике. Только что, например, Греция напомнила главам Евросоюза об их обещании провести частный своп долга страны, но затем эта опция как-то постепенно отошла в тень. Так что, еще раз процитируем Баррозо: "Общие облигации ЕС не принесут немедленного решения всех проблем." И несколько туманная, но вполне протокольная фраза: "Предложения, которые потребуют существенного изменения договора /маастрихтсткого/ не являются заменой исполнения Грецией ее обязательств." Которые она, повторимся, исполнить неспособна.
С другой стороны, поступило еще одно вдохновляющее сообщение, что страны БРИК готовы больше инвестировать в Европу, чтобы помочь ей - для оправдания своей стратегии диверсификации резервов, видимо, а также в связи с пони-
манием тяжелейших последствий для мировой экономики и спроса на их экспорт возможного повторения осени 2008 г.
Понятно, что интереснее всего позиция Китая, хотя ее вряд ли стоит слишком переоценивать: резервы КНР - всего 3 трлн.долл., что не так много по меркам мирового денежного рынка /как мы знаем, госдолг Италии равен примерно половине этой суммы/. К тому же Китай, обжегшись на инвестициях в "потревоженные" американские банки в 2008 г., на этот раз проявляет большую осторожность: советник центрального банка КНР Ли Даокуй, вслед за выступлением премьера Вена Дзыбао, который как раз пообещал расширение /небескорыстной/ помощи Европе, заметил, что Китаю следует воздержаться от покупок больших объемов облигаций ЕС. И тут же не удержался от укола а адрес атлантистов: по его мнению, европейским странам следует "ускорить собственные реформы" /кто-то, кажется, недавно желал того же Китаю?/ Да и сам Вен Дзыбао обставил возможную помощь ЕС со стороны КНР некоторыми условиями, в частности, намекнул ЕС на необходимость признания статуса Китая как рыночной экономики.
Ну, и в завершение: решение Moody's о снижении рейтинга на одну ступень двум французским банкам из трех "подозреваемых" /SocGen и Credit Agricole/ - из разряда тех, что можно назвать "взвешенным решением". Нет сомнений, что банки во Франции и во всей Европе готовятся к худшему сценарию развития событий, и эта подготовка продолжается. Но также нет сомнений и в том, что именно такая подготовка - попросту, делевередж - в конечном итоге как раз ускоряет развязку. Не говоря тут уже о реальной экономике, которой до формальной рецессии остается совсем немного.
Новости продолжают поступать стремительно: мир колеблется на грани второго дна Великой рецессии".