Ранее Всемирный банк прогнозировал профицит консолидированного бюджета РФ в размере 0,4% ВВП в 2011 году и 0,6% ВВП в 2012 году.
"С учетом новых допущений о цене на нефть и параметров проекта федерального бюджета на 2011-2012 годы мы скорректировали наши прогнозы консолидированного бюджета России. На основании наших последних оценок мы прогнозируем, что в 2011 году консолидированный бюджет будет сбалансирован, а в 2012 году он будет исполнен в дефицитом в 1,6%", - говорится в документе.
Вместе с тем, эксперты Всемирного банка видят существенные риски ухудшения бюджетных параметров, обусловленные неопределенностью роста глобального спроса, высокой волатильностью цен на нефть, и потенциальным возобновлением роста расходов на модернизацию вооруженных сил, инфраструктуру и дополнительными социальными расходами – особенно в предвыборный период.
Подводя итоги исполнения бюджета РФ в первом полугодии 2011 года, Всемирный банк отмечает, что высокие цены на нефть и ожидаемое запаздывание с исполнением бюджетных расходов способствовали образованию значительного профицита федерального бюджета. В докладе отмечается, что по оценкам Минфина, в январе-июле 2011 года федеральный бюджет был исполнен с профицитом в 2,5% ВВП по сравнению с дефицитом в размере 1,3% за 2011 год, предусмотренным в поправках к закону о федеральном бюджете на 2011 год.
Такой профицит сформировался главным образом за счет более высоких поступлений доходов, которые составили 21,8% ВВП по сравнению с 19,3%, запланированными в законе о бюджете. Расходы федерального бюджета за этот период составили 19,3% ВВП по сравнению с 20,7% ВВП, предусмотренными в законе о бюджете.
"В сочетании с низким уровнем государственного долга это дает достаточно оснований для благоприятного краткосрочного прогноза состояния бюджета", - отмечают эксперты Всемирного банка.
Вместе с тем, Всемирный банк сомневается в долгосрочной устойчивости государственных финансов РФ. Авторы доклада отмечают, что согласно одобренным правительством в сентябре основным направлениям бюджетной политики, дефицит консолидированного бюджета, в том числе, ненефтянной дефицит будет заметно снижаться только в 2014 году, то есть, принятие формального "жесткого" бюджетного правила (ограничение по использованию нефтегазовых доходов) также откладывается.
При этом эксперты не исключают, что правительство может принять промежуточное "гибкое" бюджетное правило, устанавливающее цену отсечения для нефти, выше которой все нефтяные доходы будут поступать в нефтяные фонды, а дефицит будет финансироваться за счет внутренних или внешних заимствований.
В докладе Всемирного банка подвергается критике функциональная структура расходов, предусмотренных в проекте бюджета на 2012-2014 годы. В документе отмечаются, что приоритетные направления государственных расходов существенно сдвигаются в сторону национальной обороны и безопасности. Более продуктивная структура, по мнению международной организации, должна быть нацелена на развитие и поддержание ключевой инфраструктуры, а также развитие более эффективных программ по адресной социальной поддержке.
Напомним, что правительственная комиссия по бюджетным проектировкам 12 сентября одобрила параметры федерального бюджета РФ на 2012 год и период до 2014 года. Согласно документу, дефицит бюджета РФ в 2012 году составит 1,5% ВВП, в 2013 году - 1,6% ВВП, в 2014 году - 0,7% ВВП.