"Сейчас даже многие консервативные журналисты не хотят учиться использовать Twitter и Facebook в своей работе, - говорит гендиректор агентства интернет-маркетинга Social Networks Денис Терехов. Но, по его словам, через три-пять лет такой навык войдет в число базовых умений образованного человека и "постепенно отпадет необходимость в посредниках при получении информации". "Каждый человек станет сам себе медиа", - считает Терехов.
ИНТЕГРАЦИЯ СМИ и СОЦСЕТЕЙ
По мнению руководителя издания Sports.ru Дмитрия Навоши, роль медиа как посредника действительно будет снижаться. "При этом медиа будут социализироваться, искать новые модели общения с аудиторией, а социальные сети станут источником медиаконтента", - говорит он.
Однако нужно учитывать, что аудитория соцсетей неоднородна, и условно ее можно разделить на три типа – пассивные пользователи, предпочитающие только получать контент, "добытчики", использующие информацию из соцсетей для решения собственных задач, в том числе, публикующие ее в своих блогах, и пользователи, создающие контент непосредственно в соцсети, считает заместитель главного редактора РИА Новости Наталья Лосева.
Лидеры мнений и, прежде всего, популярные блогеры, уже превратились в средства массовой информации, считают эксперты. Логичной тенденцией развития социальных онлайн-ресурсов в этих условиях, по словам главы отдела по работе с соцсетями РИА Новости Анны Подпрятовой, станет предоставление активным пользователям инструментов для использования соцсети как редакционной системы. "В свою очередь, социальная сеть – это инструмент для СМИ и источник данных об аудитории. Поэтому соцсети и СМИ скорее партнеры, чем конкуренты", - говорит она.
"Интеграция с соцсетями – это лучшее, что может случиться со СМИ", - считает гендиректор рекламной компании Yeti Злата Понировская. С ней согласился и директор компании "Новый Интернет" Константин Максимюк, по мнению которого, оптимальная форма успешно функционирующего интернет-издания – это 3-5% редакционных материалов, а остальное – пользовательский контент.
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ
Несмотря на перспективы сотрудничества медиа и соцсетей, эксперты выразили опасения, что под влиянием последних профессия журналиста будет размываться. "Главный плюс интеграции – в возможности использовать миллионы людей как внештатных корреспондентов", - считает Терехов. "СМИ больше не имеют монополии на вещание", - согласен с ним Навоша.
Однако, по мнению Лосевой, за профессиональными журналистами остается важнейшая функция фильтра, верификатора информации. "В условиях, когда у аудитории нет времени прочитать большие материалы, и происходит потребление небольших "единичек" информации, каждая из этих единичек должна быть идеальной. Хотя институт проверки пользовательской информации у традиционных СМИ еще не вполне сложился", - говорит заместитель главного редактора РИА Новости. Особенно это касается новостных диверсий-вбросов, с которыми сталкивались многие авторитетные издания.
Похожая ситуация наблюдается и в сфере развлекательного медиаконтента, отмечает глава отдела по работе с социальными медиа RuTube Екатерина Сапович. По ее словам, пик популярности непрофессионального пользовательского контента уже прошел, и видеохостинги наблюдают рост спроса на лицензионный контент. "Однако новостной видеоконтент должен отвечать двум правилам – коротко и актуально. Так, качественный новостной ролик длиной 5-6 минут не досмотрят до конца 50-70% пользователей", - отмечает она.
ПРАВО ГОЛОСА
Большинство пользователей хотят получать персонализированный контент и разнообразные возможности для его комментирования и обсуждения, считают эксперты. Однако, стремясь удовлетворить эту потребность, медиаресурсы сталкиваются с двумя противоположными проблемами – приватностью личных данных пользователей с одной стороны и недостатком методологии их анализа с другой.
При анализе данных соцсетей СМИ и маркетологи сталкиваются с разнородностью данных и критериев их оценки, неактуальностью классических методов исследования аудитории, проблемой отделения ботов и измерения эффективности той или иной публикации, отмечает Подпрятова. Поэтому успех контента в соцсети зависит не от количества пользователей, которые его увидели, а от их активности, а также от времени публикации.
С другой стороны, говорит Евгений Волков, главный редактор журнала F5, практически полностью состоящего из пользовательского контента, возможно, что крупнейшие соцсети в будущем "договорятся, перешагнут через понятие приватности и будут следить за пользователями". "В итоге они получат максимально персонализированный контент", - считает он.
Дискуссия " Социальные медиа и новости" продолжила цикл мероприятий Social Media Week, который проводится в Москве впервые. Событие, которое проходит с 18 по 24 сентября, посвящено последним трендам в области социальных медиа и их роли в обществе. Посетители могут встретиться в рамках мероприятий с экспертами, журналистами, представителями медиа-компаний.
Social Media Week проводится два раза в год одновременно в нескольких городах по всему миру. Впервые это событие прошло в 2009 году в Нью-Йорке и с тех пор проводилось в 15 городах, среди которых Лондон, Берлин, Сан-Франциско, Милан, передает РИА Новости.