"Особое значение в современных условиях приобретает проблема допустимости и масштабов возможного вмешательства извне во внутренние дела государств", - сказал Патрушев на Второй международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности.
"Такое вмешательство осуществляется сейчас по мотивам предотвращения массовых жертв со стороны мирного населения, обеспечения гуманитарной помощи, содействия политическому урегулированию, принуждению конфликтующих сторон к миру", - сказал Патрушев.
Однако, по его словам, "эти же мотивы и лозунги служат оправданием для одностороннего или блокового вмешательства, с целью добиться смены режима, доступа к ресурсам, контроля над важными транспортными артериями, причем в обход Совета Безопасности ООН".
Патрушев отметил, что мир еще далек от выработки универсальных норм и правил, которые делали бы законным международное вмешательство во внутренние конфликты и при этом гарантировали его беспристрастность и эффективность.
"Военная сила, сохраняет свое значение в краткосрочном плане, приводит к ограниченным и противоречивым результатам в среднесрочной и долгосрочной перспективе... Ни в одном конфликте в мире ставка на силу не принесла сколько-нибудь прочное демократическое решение", - подчеркнул он.
По словам Патрушева, укрепить безопасность перед лицом вызовов и угроз 21 века можно, только используя новый инструментарий новой эпохи.
"По нашему убеждению, он, в первую очередь, должен состоять из диалога, опоры на взаимное доверие, учета интересов друг друга, а также ответственного и добросовестного сотрудничества", - подчеркнул Патрушев.
Секретарь Совбеза РФ отметил, что в последние два десятилетия 95% конфликтов, влияющих на глобальную и региональную безопасность, возникли как внутригосударственные. "Угрозы и конфликты внутри отдельных стран быстро переходят на региональный и даже глобальный уровень, особенно это заметно на примере бурных событий в Северной Африке и на Ближнем Востоке, в частности в Ливии, а теперь и Сирии", - сказал он.
По словам Патрушева, существующие в ООН и, прежде всего, в Совете Безопасности ООН подходы и процедуры неидеальны для решения подобных конфликтов, но все же ближе к поставленной задаче поддержания всеобщего мира и безопасности. По мнению Патрушева, следует укреплять ведущую роль ООН для поддержания мира и урегулирования конфликтов, а также вести работу по активизации деятельности традиционных и вновь создаваемых механизмов обеспечения безопасности, таких как "группа двадцати", которая объединяет ведущие развитые и развивающиеся страны, а также новых региональных и межрегиональных объединений и форматов межгосударственного сотрудничества, включая БРИКС, ШОС, НАТО и ОДКБ.