"
Минфин понизил прогноз дефицита бюджета в 2012 г. до 1.5% ВВП с 3.1%, упомянутых в редакции закона о федеральном бюджете от 1 июня 2011 г. Прогноз д оходов повышен н а 3 .1 п .п. до 2 0.1% ВВП, тогда как ожидаемые расходные статьи увеличены на 1.5 п.п. до 21.6% ВВП. Прогнозный бюджет на 2012 г. сверстан исходя из среднегодовой цены Urals на уровне USD100/бар. против USD78/бар. в прежнем варианте. Доходы и расходы в 2012 г. должны вырасти соответственно на 14.4% и 14.8%.
Расходные обязательства продолжают увеличиваться. В сравнении с прежним проектом бюджета, о бсуждавшимся в и юле э того года /в основе которого лежал прогноз цены нефти в 2012 г. на уровне USD97/бар./, доходы увеличились на 1.7 п.п., расходы – на 0.4 п.п. Столь резкое увеличение доходов при повышении прогнозной цены нефти лишь на USD7/бар., вероятно, означает изначальную недооценку доходов Минфином. Последний проект бюджета также отражает преобладание расходов – всего за два месяца правительство увеличило прогнозные ассигнования 2012 г. на 0.4% ВВП.
На цели военной реформы из бюджета выделены дополнительные средства в размере 1.3% ВВП. Согласно текущему проекту бюджета, в 2012 г. суммарные средства на выплату денежного довольствия военнослужащих достигнут 1 102 м лрд руб. п ротив 6 53 м лрд руб. в 2011 г., а отчисления на выплату пенсий отставным военным увеличатся почти в д ва р аза д о 471 м лрд р уб. по отношению к 237 млрд руб., запланированным на 2011 г. По нашим оценкам, дополнительные расходы на цели военной реформы в 2012 г. достигнут 690 млрд руб., или 1.3% ВВП. Поскольку по своему характеру эти расходы близки к социальным, можно предположить, что дополнительное финансирование будет способствовать увеличению потребительского спроса.
Обсуждение бюджета пока продолжается. Мы полагаем, что к теме среднесрочных параметров бюджета правительство вернется в начале 2012 г. Между тем накал страстей, разгоревшихся в этом году вокруг размера социальных страховых взносов, указывает на то, что потенциал для дополнительного увеличения расходов в этой сфере ограничен, если одновременно не будут повышены налоги. В нынешней версии проект бюджета не предусматривает и какого-либо снижения темпов роста ВВП или цены на нефть. По нашим расчетам, в случае стрессового развития ситуации, при котором рост ВВП составит 2%, а цена нефти – USD75/бар., дефицит бюджета в следующем году возрастет примерно до 4% ВВП".