"Если Совет Безопасности действительно един, и ему нужно найти путь, чтобы остановить насилие в Сирии, то тогда мы можем найти общую позицию", – сказал в среду В.Чуркин после двухчасового обсуждения двух проектов резолюции, представленных Россией и европейскими странами.
"Главное – не отходить от целей: прекратить насилие и начать политический процесс, который приведет к реформам и ситуации, которая бы устроила сирийский народ", – заявил дипломат.
Отвечая на вопрос, когда может появиться резолюция, Чуркин сказал: "Если у нас будет хороший текст, то резолюция может быть принята быстро, если у нас будут проблемы, то мы будем продолжать работать. Важно работать быстро, но также важно не допустить ошибок, чтобы сигнал Совбез ООН был ясным".
Ранее Россия выступала против предложенной западными странами резолюции по Сирии. Но претерпела эволюцию не только позиция Москвы по сирийской проблеме – сама резолюция также изменилась, причем изменения были внесены с учетом позиции России.
В частности, новый проект резолюции по Сирии, предложенный Великобританией, Францией, Германией и Португалией, не требует незамедлительного введения санкций против сирийского президента Башара Асада. В документе при этом содержится призыв немедленно прекратить насилие в стране, на чем собственно на протяжении последнего времени постоянно настаивала Москва. В итоге в резолюции появились целые абзацы, текст которых прописан в условном наклонении - если власти Сирии не прекратят военные операции против гражданского населения, то в этом случае может быть рассмотрен вопрос о введении санкций, что опять полностью отражает позицию России по Сирии.
Западные дипломаты не скрывают своего разочарования относительно того, что продавить более радикальный тест резолюции по Сирии к настоящему моменту не удалось, при этом прекрасно понимая, что откладывать голосование в Совбезе ООН по Сирии вовсе – значит ослабить свои позиции уже на будущих заседаниях по этому вопросу.
Ранее министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что Россия не поддержит проект резолюции по Сирии, предложенный ранее западными странами. Россия выступает против введения односторонних санкций, которые, по словам С.Лаврова, "до добра не доведут". Президент РФ Дмитрий Медведев ранее также предложил странам Европы пересмотреть свою позицию по данному вопросу.
Антиправительственные протесты в Сирии начались в середине марта. Оппозиция требует отставки президента Башара Асада и политических преобразований. В свою очередь, США и ЕС призвали Асада уйти в отставку. Президент РФ Дмитрий Медведев заявил 9 сентября, что РФ готова поддержать различные подходы к урегулированию ситуации в Сирии, но они не должны основываться на одностороннем осуждении действий властей, так как среди их противников есть экстремисты и террористы.
Между тем, ЕС 23 сентября ввел очередные серьезные санкции против Сирии. Пакет санкций предполагает запрет инвестиций в сирийскую экономику европейским юрлицам, лишение сирийских компаний возможности брать кредиты и запрет доставки в страну напечатанных в Европе сирийских фунтов. Эти меры Евросоюзом были приняты в дополнение к санкциям, принятым 2 сентября. Они предусматривают отказ Европы от сирийской нефти.
По мнению директора Института политического и военного анализа Александра Шаравина, "нужно понимать, что для России более важна полемика мирового сообщества вокруг Сирии, нежели, например, по Ливии. Дело в том, что с Ливией у нас не было действующих военных контрактов. Когда руководство "Рособоронэкпорта" заявляло о потерях в Ливии по линии ВСТ, то речь шла о срыве будущих контрактов, которые на момент начала войны против Каддафи только обсуждались, но ничего подписано не было. А вот с Сирией у нас длительное военное сотрудничество. Уход Асада станет для нас серьезной проблемой. В настоящий момент почти все оружие в Сирии российского производства. Причем мы не только поставляем в эту страну различные виды вооружений – танки, самолеты, системы ПВО – но и занимаемся ремонтом, обслуживанием этой техники, что также приносит большие деньги".
"При этом нужно признать, что Сирия, заявляя о приоритетности военно-политического сотрудничества с Россией, неоднократно вводила нас в заблуждение, в частности, не выполняла ранее данные обещания. Например, сравнительно давно Дамаск выражал готовность предоставить России возможность иметь в Сирии свою военно-морскую базу в том случае, если Черноморскому флоту придется уйти из Севастополя. Однако к настоящему моменту в Сирии есть только один пункт питания на флоте, а дальше движения в этом направлении нет", - сказал А.Шаравин агентству ПРАЙМ.
При этом он не исключает, что существует определенный риск, что мы заблокируем какую-либо резолюцию по Сирии, но де-факто, что она будет реализована. Ситуация в мире во многом однополярная, и в этих условиях перекос и своеобразные трактовки по международному праву являются обыденным делом, отметил эксперт.
В свою очередь, в Центре анализа мировой торговли оружием подсчитали, что если Совбез ООН введёт эмбарго на поставку вооружений Сирии, Россия может потерять более 1,5 млрд долларов по контрактам, которые уже реализуются, а также не получить около 3,5 млрд долларов по перспективным программам. Причём сумма этих потерь касается проектов и на ближнесрочную, и на среднесрочную перспективу. В случае если Сирия будет потеряна для России как стратегический партнёр в военно-техническом направлении, то её потери возрастут в несколько раз.
Замгендиректора Центра политических технологий Алексей Маркин далек от того, чтобы оценивать позицию России по резолюции Совбеза ООН в отношении к Сирии как пораженческую, отмечая при этом, что любые параллели по аналогичной ситуации с Ливией в данном случае неуместны. "Россия не может оставаться в одиночестве при рассмотрении вопроса по Сирии и блокировать резолюцию. Когда Москва отказывалась ранее дать положительное решение по санкциям, у того же МИДа оставалась надежда, что Асад пойдет на переговоры с оппозицией, проведет выборы, решится на реформы и выбьет, таким образом, почву у Европы, имеющей претензии к своему режиму. Ничего этого, как видим, не произошло. Россия поняла, что ждать от Асада каких-то решений в этом направлении бессмысленно, причем, исходя, как из политической, так и экономической целесообразности", - отметил он. "Что касается действующих контрактов России с режимом Асада, то у тех же военных контрактов есть особенность – при смене режима эти документы превращаются в бумажки. После падения режима Каддафи в Ливии кому теперь предъявлять претензии по упущенной выгоде из-за срыва договоренностей по готовящимся еще в начале этого года сырьевым и военным контрактам. В случае с Сирией та же ситуация – если режим Асада падет, а мы будем до последнего упираться такому положению дел, то новые власти этой страны вряд ли компенсируют нам убытки по тем же многомиллиардным военным контрактам", - рассуждает А.Макаркин. "Гибкая позиция МИД России по Сирии, понятно, не дает нам гарантий по плотному экономическому сотрудничеству Москвы уже с новыми властями этой страны, но шансы, тем не менее, остаются. Например, после смещения Асада в Сирии власть достанется некому арабскому монархическому режиму, и в этом случае России будет нужно воспользоваться своими связями в арабском мире", - полагает он.