"Перед нынешним руководством "Аэрофлота" была поставлена задача вывести компанию из убыточного состояния. И оно решает эту задачу не только увеличением продаж, но и оптимизацией собственных расходов", - говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, слова которого приводит "Российская газета". Расходная часть в авиакомпании, отмечает он, была очень большая, но "постепенно это соотношение улучшается".
В то же время руководство немецкого авиагиганта Lufthansa ранее сообщило, что операционная прибыль в 2011 году не превысит показателя прошлого года. В марте Lufthansa обнародовала планы по повышению емкости на 12% в 2011 году по сравнению с предыдущим годом, однако по данным газеты Financial Times уже в июле этот план был сокращен до 6%, и ожидается дальнейшее снижение.
В России в этом смысле ситуация иная - отечественный рынок авиаперевозок имеет хороший потенциал для роста, который в этом году успешно удалось использовать "Аэрофлоту".
"В последний год "Аэрофлот" очень активизировал работу с регионами, то есть начались полеты по туристическим направлениям", - приводит газета слова Алексея Синицкого. Это "вполне выгодная ниша", в которой "Аэрофлот" начал вытеснять региональные компании. Эксперт считает, что это один из факторов, который также привел к росту финансовых показателей.
Ранее на этой неделе группа "Аэрофлот" представила отчетность по МСФО за январь-июнь текущего года: чистая прибыль выросла в 21,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 376,8 миллиона долларов, выручка увеличилась на 26,4%, до 2,343 миллиарда долларов, EBITDA - на 20,5%, до 330,9 миллиона долларов. Выручка от перевозок увеличилась на 21,3% и составила 1,928 миллиарда долларов.
"Продажа непрофильных активов дала "Аэрофлоту" где-то 130-140 миллионов долларов прибыли, еще около 100 миллионов компания получила за счет возврата таможенных пошлин и ранее признанного невозвращаемым НДС по приобретенным в лизинг самолетам. Но все это, конечно, разовые доходы, которые не повторятся в следующем году", - приводит издание слова директора департамента международной отчетности ФБК Аскольда Бирина.
В первом полугодии группа "Аэрофлот" продала 100% акций ОАО "СК "Москва", 31% ЗАО "ТЗК Шереметьево", 50% ЗАО "Дейт" и 100% ЗАО "Нордавиа".
По мнению аналитиков, продажа непрофильных активов позволит "Аэрофлоту" существенно оптимизировать работу. "Это повышает эффективность управления собственными деньгами, так как они избавляются от непрофильных активов, которые им не нужны. Кроме того, столь высокие показатели финансовой отчетности еще раз подтвердили, что "Аэрофлот" является крупнейшим национальным авиаперевозчиком, и в этом смысле – это положительный сигнал для инвесторов", - рассуждает Бирин.
Продажа непрофильных активов кроме того позволила "Аэрофлоту" на 11% снизить чистый долг компании, который на сегодняшний день составляет 1,31 миллиарда долларов. По прогнозам аналитиков рынка, в ближайшее время сумма долга может еще уменьшиться за счет деконсолидации ОАО "Терминал" и объединения всех терминалов аэропорта Шереметьево. Предполагается, что в результате этого "Аэрофлот" в обмен на 53% акций терминала D, которые принадлежат ему в настоящий момент, получит 9% акций аэропорта, что в итоге приведет к снижению долговой нагрузки.
Высвобождение средств также поможет "Аэрофлоту" в проведении интеграции с шестью авиакомпаниями, полученными от "Ростехнологий". По решению правительства, "Ростехнологии" передают "Аэрофлоту" шесть авиакомпаний - "Россия", "Кавминводыавиа", "Оренбургские авиалинии", "Владивосток-Авиа", "Саратовские авиалинии" и "Сахалинские авиатрассы". Ранее сообщалось, что крупнейший российский авиаперевозчик рассчитывает до конца ноября 2011 года завершить консолидацию этих авиаактивов. "Сейчас им предстоит большая задача по интеграции, которая, скорее всего,
будет содержать существенную расходную часть", - считает главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий, слова которого приводит издание.
Вместе с тем положительная финансовая динамика "Аэрофлота"- не только следствие продажи непрофильных активов, отмечает газета: как подсчитали аналитики, рост по операционным показателям (по продажам) составляет порядка 25-28%.
Очевидно, что по итогам 2011 года у "Аэрофлота" можно прогнозировать значительный рост пассажиропотока. Так, за минувшие 6 месяцев он составил 7,2 миллиона человек, 30% из которых пришлись на транзитный пассажиропоток.
За весь 2010 год пассажиропоток составил 14,1 миллиона человек, что дает основания полагать, что прогнозы по росту в 15-20% по итогам года будут вполне оправданы.
По словам руководства компании, на фоне роста финансовых показателей продолжится работа и по обновлению авиапарка. На сегодняшний день средний возраст судов "Аэрофлота" составляет 5,2 года - у российского перевозчика один из самых молодых авиапарков в Европе. На сегодняшний день в собственности компании 8% парка, 68% - в операционном лизинге, 24% - в финансовом.
При этом в структуре расходов компании финансовые расходы, в которых отражены лизинговые платежи, занимают всего около 3%. Предполагается, что до конца текущего года из авиапарка будут выведены еще 4 старых самолета. До 2015 года "Аэрофлот" предполагает расширить свой парк на 70%, увеличив его на 87 новых воздушных судов.