Резкое увеличение плотности серого, начиная с августа, подтверждает ситуацию крайней неопределенности, которая установилась на рынках, прежде всего, в связи с событиями в Европе.
Участники торгов утверждают, что единственными активными игроками сегодня являются hedge фонды и... алгоритмические трейдеры, которые вооружены теперь программами семантического анализа новостей.
В итоге любой искаженный с точки зрения соответствия действительности заголовок может изрядно повлиять на рынки. Это - рынок, который крайне сложно понять с точки зрения логики и, следовательно, на котором трудно торговать традиционным инвесторам.
День за днем погружаясь в невероятную чехарду, которая царит в ЕС по поводу долговой проблемы, натыкаешься на новые свидетельства неописуемой сложности этого вопроса.
Журнал Spiegel провел интервью с Ричардом Суликом, председателем парламента Словакии и лидером партии Свободы и Солидарности - участника правящей коалиции. 11 октября парламент Словакии буде голосовать по поводу расширения EFSF - решения, требующего консенсуса 17-и стран еврозоны. Далее легко можно убедиться, что до сих пор судьба фонда не ясна на 100%.
Две другие словацкие партии из правящей коалиции готовы голосовать за расширение стабфонда, партия Сулика - решительно против. Мотивировка весьма откровенная:
Шпигель: Г-н Сулик, Вы хотите войти в историю ЕС как человек, который уничтожил евро?
Ричард Сулик: Нет. С чего Вы взяли?
Ш: Словакии все еще предстоит одобрить расширение фонда EFSF, потому что Ваша партия блокирует эту реформу. Если большинство в парламенте Словакии не проголосует за расширение, это может в итоге означать конец единой валюты.
С: Все совсем наоборот. Самая большая угроза евро - это сам чрезвычайный фонд.
Ш: Как так?
С: Это попытка использовать новый долг для решения долгового кризиса. Такое никогда не будет работать. Но для меня лично важнейшей задачей является защита денег словацких налогоплательщиков. От нас требуют внести в фонд самую большую долю относительно наших экономических возможностей /ВВП?/ Это неприемлемо!
Ш: Это звучит почти националистически. В то же время, Ваша карьера выглядит почти идеальной для европейца. Когда Вам было 12 лет, Вы приехали в Германию, где закончили школу и университет. После завершения холодной войны Вы вернулись на родину, чтобы помочь заново отстроить Вашу страну. Для Вас европейская солидарность вообще ничего не значит?
С: Если мы сейчас решим пойти нашим собственным путем, солидарность остальных тоже рухнет. И это будет к лучшему. Когда это произойдет, мы наконец остановим весь этот долговой нонсенс. Продолжение наращивания долга наносит вред евро. Каждая страна должна помочь сама себе. Это очень просто, кто-то просто должен сделать первый шаг. /Spiegel Online, 'The Greatest Threat to Europe Is the Bailout Fund'/
На графике: EUR/USD. Техническая поддержка на 1.34 сработала на последних вспышках оптимизма, но какие-либо выводы делать рано.
На таком фоне Институт экономических циклов ECRI, один из самых уважаемых экономических исследовательских центров мира, сообщил о еще более глубоком падении его опережающего индекса - индикатора эконом. роста/сокращения - в рецессионную область.
Комментарий ECRI к публикации индекса еще 30 сентября вопреки ряду позитивных данных последнего времени - от несколько более благоприятных цифр по занятости до роста заполняемости номеров в отелях США -оказался на удивление жестким и однозначным: США входят в новую рецессию, которую невозможно предотвратить.
Теперь выводы еще печальнее. "Какой бы плохой экономика ни казалась сейчас, все будет еще хуже,"- сказал Лакшми Акутан, директор института в интервью NYT 9 октября /New York Times, "An Ugly Forecast That's Been Right Before"/. Например, диффузный опережающий индекс ECRI предсказал правильно все рецессии, кроме одного случая, за 60 лет и сейчас однозначно указывает на рецессию.
Рыночный риск на сегодня высок необычайно".