Рейтинг@Mail.ru
Путин: Евразийский союз может быть создан не раньше 2015 года - 11.12.2012, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

Путин: Евразийский союз может быть создан не раньше 2015 года

Читать Прайм в
Дзен Telegram

На фоне разрастающихся финансовых проблем в Европе, грозящих привести к распаду еврозоны, интеграционные процессы внутри СНГ, наоборот, активизировались. Российскому премьеру Владимиру Путину за последние две недели удалось сделать в этом направлении, пожалуй, больше, чем за все последние полтора десятка лет, в течение которых Москвы уговаривала своих соседей по Содружеству встать на путь экономической интеграции. Накануне на встрече глав правительств Таможенного союза /ТС/ в Санкт-Петербурге российский премьер сообщил, что уже в декабре будет подписан первый документ в рамках проекта по созданию Евразийского экономического союза. Чуть ранее там же В.Путин заявил, что участникам форума удалось довести до логического конца процесс оформления зоны свободной торговли /ЗСТ/ в рамках СНГ.

Интеграционный "драйв" российского премьера является частью его предвыборной программы, отмечают ряд независимых экспертов. Есть среди наблюдателей и те, кто считает, что возвращение в Кремль В.Путина весной 2012 года служит политическим гарантом того, что интеграционные процессы на постсоветском пространстве пойдут ударными темпами.

Накануне на встрече глав правительств Таможенного союза/ТС/ в Санкт-Петербурге российский премьер заявил, что Евразийский экономический союз /ЕЭС/ может быть запущен уже в 2015 году при условии, что работа по его созданию будет идти так же интенсивно, как и в случае с ТС.

В.Путин подчеркнул также, что договор о Евразийском экономическом союзе должен основываться на правовой базе уже созданного ТС и Единого экономического пространства /ЕЭП/, напомнив, что ЕЭП начнет действовать между тремя государствами с 1 января 2012 года.

В.Путин напомнил, что ЕЭП - это более высокий уровень интеграции, который, в отличие от ТС, предполагает не только свободное передвижение товаров, но и беспрепятственное движение услуг, рабочей силы, капиталов, проведение согласованной политики в ряде ключевых экономических областей.

Многое, о чем говорил накануне В.Путин относительно перспектив ЕврАзЭс, он говорил и раньше: в частности, идею о создании Евразийского союза он презентовал в начале октября в статье в газете "Известия". Тогда же российский премьер отметил, что формирование нового союза в следующем году пойдет более быстрыми темпами, а новое объединение со временем станет силой, равной Евросоюзу /ЕС/.

Документы о создании зоны свободной торговли /ЗСТ/ в рамках СНГ подписали на этой неделе премьер-министры восьми из 11 стран СНГ. Отказались подписывать соглашение Азербайджан, Узбекистан и Туркмения. Сообщалось, что эти страны "будут изучать возможность присоединиться к договору". О том, что в документе есть "изъяны", сказал и украинский премьер Николай Азаров. Но главное, что Украина оказалась в числе подписантов, говорят эксперты, полагая, что это тот самый "сюрприз", о котором и поведал общественности В.Путин.

Возможно, он намекал на то, что на первом этапе функционирования ЗСТ условия по отмене экспортных и импортных пошлин на ряд товаров, таких чувствительных для экономики Украины – как энергоносители, металлы, водка и сахар – распространяться не будут. Но главное, что Украина оказалась в числе подписантов, говорят эксперты, полагая, что это тот самый "сюрприз", о котором и поведал общественности А.Путин.

Эксперты при этом также отмечают, что в международной практике создание свободных зон торговли, как правило, на первом этапе сопровождается изъятиями, это нормальная практика, ведь наивно полагать, что ту же Украину в случае ее подключения к зоне свободной торговли уже Евросоюза ждут там с ее дешевыми трубами.

Будет ли Киев тянуть время с ратификацией соответствующих документов? Косвенно на этот вопрос ответил сам украинский премьер. В частности, Н. Азаров, комментируя соглашение, отметил, что подписание этого документа и подписание соглашения о зоне свободной торговли со странами Европейского союза /ЕС/ являются двумя пунктами одного плана - плана выхода Украины на внешние рынки, что необходимо для стабилизации экономического развития страны.

По мнению гендиректора Центра политической конъюнктуры Сергея Михеева цели и задачи создания нового мирового полюса как Евразийский союз очевидны, причем рассуждать о том, против кого республики постсоветсткого пространства собираются дружить, не имеет смысла – кто больше ориентирована на ЕС, те и говорят, что Евразийский союз будет противовесом Евросоюзу. А те, кто погружен в ситуацию на азиатских рынках, уверен, что Евразийский союз– это проект, который призван остановить быстрое наступление того же Китая на Центральную Азию. "Генеральная задача Путина, продвигающего идею создания Евразийского союза– это вернуть постсоветскую экономику на внутренний рынок. Та же Белоруссия по-прежнему является сборочным цехом для России, поэтому логично говорить об интеграции. Субсидирование Россией экономик стран Таможенного союза нужно признать как факт, но и в ЕС три экономики Евросоюза содержат остальных его участников. Это неизбежный изъян при создании глобальных экономических союзов. В стратегическом плане тот же Евразийский союз почти безупречен", - сказал ПРАЙМ С.Михеев.

Признавая несовершенство структуры нашего экспорта в соседние страны, замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин подчеркивает, что создание зоны свободной торговли принесет России и странам Содружества не только экономические выгоды, но и политические. "Формирование этого объединения соответствует мировым тенденциям, – отметил аналитик. – Сейчас уже понятно, что глобализация в итоге пошла по пути формирования больших экономических кластеров. Все они, увы, для нас закрыты. Значит, надо создавать свое объединение", - отметил он в интервью ПРАЙМ.

При этом В.Жарихин отметил, что, несмотря на неплохие перспективы Евразийского союза, существуют проблемы, которые препятствуют развитию интеграционных процессов на евразийском пространстве, и, в первую очередь, они связаны с нежеланием участников Содружества "делегировать свое право решения тех или иных вопросов".

В свою очередь, по мнению директора Международного института политической экспертизы Евгения Минченко, главной преградой для интеграции можно назвать "переход России на рыночные отношения, отказ от дотирования экономик других стран, и, в свою очередь, неготовность к этому ее партнеров. Кроме того, одна из важных проблем - это потенциальная возможность конкуренции России и других стран постсоветского пространства на рынке энергоносителей", - отметил Е.Минченко.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала