Напомним, в 2009 году был взломан глобальный процессинг кредитных карт Worldpay , и таким образом были украдены 9 млн долл.
Огромное количество преступлений, пусть и не такого масштаба выявляется по всему миру. Мошенники научились создавать сайты в Интернете, "ворующие" данные платежных карт, использовать поддельные банкоматы – фантомы, а также освоили так называемый скриммер – устройство для банкомата, считывающее данные карты и пин-код.
Россия - не уникальная страна в этом смысле, несмотря на относительно "молодой" рынок банковских карт. На сегодняшней пресс-конференции, посвященной этой проблеме, начальник управления развития розничных платежей департамента регулирования расчетов Банка России Вадим Кузнецов отметил, что в настоящий момент идет существенный рост "карточного" рынка.
"К текущему моменту выпушено более160 млн пластиковых карт, - указал он. - Из них больше половины находится в активном пользовании. Устройств, обслуживающих карты в настоящее время, насчитывается около 170 тыс. При этом, по нашим оценкам, к концу года оборот по платежным картам будет превышать 13 трлн рублей".
При этом ежегодно фиксируется множество финансовых преступлений связанных с воровством денежных средств со счетов граждан, причем мошенники не дремлют и модернизируют средства и способы своей деятельности.
Как рассказал заместитель руководителя службы безопасности процессинговой компании "МПК" Сергей Лукьянов, на начальном этапе развития рынка основное мошенничество сводилось к тому, что использовались поддельные паспорта граждан. "Степень безопасности наших документов в тот момент была на низком уровне", - пояснил он.
В момент становления карточного бизнеса, количество пользователей банковских карт было небольшим, в связи с чем банки стремились любыми способами привлечь клиентов. "При этом механизмы на момент заключения договора с клиентом о предоставлении услуги электронных расчетов с использованием карт были не отработаны, - указал он. - Например, вопросы, связанные с проверкой клиентов на предмет достоверности предоставляемой ими информации".
Мошенники получали банковские карты нескольких банков, затем, зная особенности работы платежных систем, в частности по ограничению объема операций по одной карте на территории Европы, реализовали особые мошеннические схемы.
Рынок развивался, службы безопасности банков интенсивно взаимодействовали, совершенствовалось законодательство. "В настоящее время вступил в силу стандарт безопасности банковских карт, который постоянно модернизируется, - указал эксперт. - Банки четко знают, какие требования существуют по соблюдению мер безопасности, и понимают степень ответственности со стороны платежных систем, если они, вдруг, допустят утечку информации".
"К примеру, в настоящий момент при использовании терминалов номер карты не печатается – это действие стандартов со стороны платежных систем", - указал Сергей Лукьянов.
Практика работы с держателями банковских карт показала, что понесенные убытки часто связаны с недостаточным вниманием клиента к финансовому инструменту, продолжил эксперт.
"Важно, где хранится банковская карта и пин-кода, - указал он. - У многих конверт с пин-кодом и банковская карта хранится в кошельке, что очевидно совершенно противоречит технике безопасности". Есть и другая проблема: при краже карты держатель не сразу сообщает в банк об утрате, и в таком случае доказать несанкционированность совершенных с момента кражи операций по карте будет сложно.
Держателям карт рекомендуется знакомиться с банковским договором об оказании услуг, обратить внимание на памятки, которые банки – эмитенты предоставляют клиентам. Кроме того, стоит быть внимательным при общении с банкоматами: обращать внимание на внешний вид устройства и насторожиться при виде нестандартных элементов конструкции, которыми могут оказаться как микро-видеокамера, так и накладная клавиатура.
Конечно, и службы безопасности "не сидят сложа руки": на многие банкоматы уже установлены так называемые "антискиммеры" - специальные пластиковые накладки на картридер, которые не позволят мошенникам установить скиммер.
Тем не менее, не стоит пренебрегать достижения прогресса и подключить в банке-эмитенте услугу смс-оповещения об операциях производимых с картой, чтобы суметь оперативно среагировать в случае необходимости.