Мы считаем, что приближается новый кризис. Сочетание высокого долгового бремени, замедления экономического роста, неэффективной монетарной и налоговой политики во многих странах мира создает рискованный фундамент для фондовых рынков развивающихся стран. Европейские политики делают ставку на рефинансирование, однако данный подход, подобно анестезии, лишь заглушает боль, но не лечит саму болезнь – слабую конкурентоспособность экономик PIIGS. Существует множество других возможных катализаторов кризиса - рецессия в США, замедление экономического роста в Китае и потенциальные конфликты на Ближнем Востоке. История показывает, что во время спадов российский рынок страдает сильнее остальных развивающихся рынков, причем наиболее значительные потери несут именно акции банков.
На этот раз российский банковский сектор хуже готов к новому кризису, хотя его способность выдержать первый удар – шок ликвидности – стала сильнее. Кризис 2008 г. в значительной степени предопределил развитие сектора в последующие годы, однако изменения были недостаточно глубокими, чтобы решить такие критические проблемы, как неэффективное регулирование, слабое корпоративное управление и несбалансированный аппетит к риску. Помимо этих проблем стоит отметить, что многие параметры сектора стали слабее: качество активов резко ухудшилось, а прибыльность сильно снизилась.
Анализ ключевых проблем отдельных банков показывает, что наиболее тревожные факторы в данный момент – это качество активов, качество прибыли и корпоративное управление.
Используя нашу новую методологию анализа, мы пришли к выводу, что фондовый рынок сейчас сфокусирован на фундаментальных показателях в большей степени, чем в 2008 г., а качество прибыли стало важным аспектом доходности акций. Впрочем, в начале любого нового кризиса фундаментальные факторы, скорее всего, будут проигнорированы – динамику будут определять панические продажи.
Наш подход top-down, основанный на единой модели сектора, мультипликаторах и новой методологии, свидетельствует о потенциале снижения котировок акций всех пяти банков. Это частично подтверждается оценками стоимости сопоставимых банков развивающихся рынков. Мы также думаем, что риски на этот раз более высоки – трудности одного банка подорвут доверие инвесторов не только к нему, но и ко всем остальным банкам. Поскольку масштаб проблем всех пяти банков сейчас много шире и глубже по сравнению с прошлым кризисом, вероятность того, что слабейшее звено не выдержит, стала значительно выше".