"Нужно понимать, что работа атомных ледоколов не останавливается с приходом зимы, так как для них во многом преград не существует. Просто начинается новый этап работ, согласно составленному заранее графику расстановки ледоколов. Сейчас лед еще легкий, молодой. Вот ранней весной будет тяжелее", - сказал он.
По его словам, атомный ледокол "Вайгач", завершив к концу ноября ремонт и перегрузку топлива, ко Дню атомного ледокольного флота должен выйти из Мурманска на Дудинку. В устье Енисея атомоходу предстоит водить грузовые суда, заходящие в дудинский морской порт.
"Навигация там не прекращается и зимой. Окончание навигации одного года и начало другой попросту перетекает друг в друга. Например, атомоход "50 лет Победы" может уже в январе 2012 года выйти на Балтику, так как достигнута принципиальная договоренность о работе атомохода в Финском заливе. Когда он придет, надолго ли задержится - вопрос уже не к нам, а к погоде", - рассказал Арутюнян.
Проводка атомоходом "Россия" танкера Perseverance с газоконденсатом стартовала 6 ноября, но потом была отложена до 12 ноября, так как штормовой ветер северных направлений создал сильное ледовое сжатие у Новосибирских островов, отметил Арутюнян. Ледокол вместе с танкером вынужден был пережидать непогоду. Десятибалльный молодой лед на Севморпути сейчас установился почти до острова Врангеля.
"Пока "России" остается чуть меньше тысячи миль вести Perseverance, а затем она подхватит маленький танкерок, который ждет сейчас в море Лаптевых. Судно, действительно крошечное, по сравнению с теми танкерами, которые водили этим летом, идет в Итуруп. Ориентировочно "Россия" подхватит его 19-20 ноября", - рассказал Арутюнян.
Как сообщалось ранее, в этом году абсолютный рекорд прохождения Севморпути за неделю с небольшим установил крупнотоннажный танкер "Владимир Тихонов" компании "Совкомфлот" с газоконденсатом НОВАТЭКа дедвейтом более 162 тысяч тонн.
Самым крупным сухогрузом, прошедшим в Азиатско-Тихоокеанский регион по Севморпути, стал Sanko Odyssey. Судно с грузом 66,5 тысячи тонн железорудного концентрата "Еврохима" в конце августа преодолело СМП за восемь суток.
День атомного ледокольного флота является неофициальным праздником российских ледокольщиков и отмечается каждый год 3 декабря. Именно в этот день в 1959 году первенец атомного ледокольного флота, атомоход "Ленин", был сдан Министерству морского флота СССР и официально вступил в строй. В течение 30 лет работы "Ленина" на трассах Севморпути были созданы уникальные разработки конструкторов, атомщиков и судоводителей, позволившие создать и успешно эксплуатировать в Арктике единственный в мире атомный ледокольный флот.
Мощность двухреакторной силовой установки "Ленина" составляла более 40 тысяч лошадиных сил. Мощность самого большого в мире современного линейного атомного ледокола, "50 лет Победы", составляет 75 тысяч лошадиных сил.
В 1989 году "Ленин" был выведен из эксплуатации и законсервирован. В мае 2009 года он был ошвартован к специально установленному плавпричалу на набережной у Морского вокзала в Мурманске. Сейчас в нем действует музей. В 2010 году в рамках программы Росатома на борту ледокола начал работать Информационный центр атомной отрасли, большая часть посетителей которого - дети.
По данным "Росатомфлота", транзитные перевозки по Северному морскому пути в 2010 году составили около 100 тысяч тонн, в текущем году достигнут 800 тысяч тонн.
Северный морской путь - кратчайший путь между Северной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Для эталонного маршрута Роттердам-Йокогама при следовании через Индийский океан расстояние составляет 11,2 тысячи морских миль. При следовании по Северному морскому пути расстояние сокращается на 3,9 тысячи морских миль, или на 34%. Это уменьшает время в пути до 20 с 33 суток и, соответственно, снижает стоимость доставки грузов. Потенциальный грузопоток Севморпути оценивается в 50 миллионов тонн в год.
Флот "Росатомфлота", находящегося под управлением госкорпорации "Росатом" с 2008 года, включает четыре двухреакторных ледокола ("Россия", "Советский Союз", "Ямал", "50 лет Победы"), два однореакторных мелкоосадочных ледокола ("Таймыр" и "Вайгач"), атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть" и пять технических баз обслуживания.