Рейтинг@Mail.ru
Замглавы Минфина: пора вводить мораторий на изменения в налогах - 11.12.2012, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Микрофон для интервьюИнтервью

Замглавы Минфина: пора вводить мораторий на изменения в налогах

Читать Прайм в
Дзен Telegram

ЧИСТЫЕ ЛЕГКИЕ, ТРЕЗВАЯ ГОЛОВА И "ЗЕЛЕНЫЕ" МАШИНЫ

Вопрос: Какие основные нововведения в налоговой сфере произойдут в России с 1 января 2012 года?

Ответ: Изменений на следующий год, как всегда, много. Иной раз уже даже хочется установить мораторий на изменения налогового законодательства. Некоторые из этих новаций глобальные, например, поправки в Налоговый кодекс, связанные с трансфертным ценообразованием и консолидированной группой налогоплательщиков.

Не обошлось и без повышения налоговой нагрузки. Так, с 2012 года в России вновь резко повышаются акцизы на табак – 40-45% в год. Впервые начнется эскалация акцизов на алкоголь: к 2014 году ставки акцизов на крепкий алкоголь вырастут более чем вдвое. Естественно, в результате алкоголь и сигареты весьма заметно подорожают. По нашей оценке, бутылка дешевой водки в 2014 году может стоить около 180 рублей, а пачка дешевых сигарет – порядка 40 рублей.

Кроме того, в следующем году продолжится поэтапное повышение акцизов на моторное топливо: в среднем на один рубль за литр бензина и дизельного топлива ежегодно. Первый год такого динамичного роста акцизов мы уже пережили, впереди еще два года. С 2014 года предусмотрен возврат к прежним темпам индексации топливных акцизов по инфляции. Но, говоря о средних цифрах, замечу, что с июля следующего года вводится более сильная дифференциация акцизов на моторное топливо разных экологических классов. В результате акцизы на топливо 4-го и 5-го классов станут даже ниже, чем в 2011 году.

Вопрос: Ранее обсуждалась возможность отказа от транспортного налога и перехода полностью на акциз на ГСМ. Ваше мнение, когда это возможно?

Ответ: Идея предлагалась депутатами Госдумы, и выглядит она на первый взгляд вполне логичной: кто больше ездит и потребляет бензина, тот больше и платит. Правительство РФ отнеслось к ней сдержанно и законопроект не поддержало. Перераспределение налоговой нагрузки может негативно сказаться на некоторых категориях налогоплательщиков. Например, скорее всего, значительно больше будут платить все транспортные организации. Несомненно, вырастет нагрузка на аграриев и судовладельцев, которые сегодня освобождены от транспортного налога. Не вполне очевидны и социальные последствия такой трансформации. Дело в том, что в России много старых, не слишком мощных, но с высоким потреблением бензина автомобилей. Принадлежат они в основном пенсионерам, инвалидам и малообеспеченным гражданам, многие из которых тоже освобождены от транспортного налога. На них налоговая нагрузка тоже вырастет. В то же время обладатели коллекций дорогих автомобилей несомненно окажутся в выигрыше.

С другой стороны, замена транспортного налога на акциз на ГСМ могла бы стимулировать замену автомобильного парка, то есть гражданам было бы выгодно приобретать не старые автомобили, а современные малолитражки. Однако к той же цели можно двигаться и через совершенствование транспортного налога: сегодня его налоговая база определяется мощностью двигателя. На мой взгляд, правильнее облагать не мощность, а объем двигателя. Кроме того, в налог можно ввести "зеленую" составляющую, которая – дополнительно к дифференцированным по классу топлива акцизам – учитывала бы вред, наносимый автомобилем окружающей среде.

Вопрос: Это ваше личное мнение или позиция Минфина, которую он озвучит и выступит в следующем году со своими предложениями?

Ответ: Я давно пропагандирую такие подходы, и думаю, что мы приближаемся к тому, чтобы сформулировать их в виде законопроекта.

Вопрос: Сейчас модно говорить о стимулировании инноваций. Приготовлено ли в этом году что-то для инноваторов?

Ответ: В Гражданском и Налоговом кодексах появилась новая форма ведения бизнеса – инвестиционное партнерство. Она позволит помочь тем организациям или гражданам, которые, рискуя своим капиталом, вкладывают средства в start-up. Как известно, успешными и прибыльными оказывается лишь небольшая доля таких проектов, остальные приносят бизнес-ангелам убытки. Новая форма инвестирования позволяет участникам партнерства суммировать прибыли и убытки от участия в разных start-up, а также переносить убытки на будущее. Подобных налоговых преференций раньше не было.

Кроме того, для малого бизнеса, IT-компаний, инжиниринговых фирм, резидентов технико-внедренческих особых экономических зон ставки страховых взносов в социальные фонды снижаются до 20% или даже до 14%. Для остальных компаний они снизятся с нынешних 34% до 30%, и устанавливается дополнительный тариф 10% для взносов в Пенсионный фонд России после превышения годовой зарплатой предельного уровня в 512 тысяч рублей.

ЯХТА – РОСКОШЬ, А НЕ СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Вопрос: Высказывались предположения, что в связи с изменением состава Госдумы вновь будут подняты вопросы по дифференциации подоходного налога и введении налога на роскошь. Какова позиция Минфина в отношении таких изменений налоговой системы?

Ответ: Да, в обществе левые идеи набирают силу, а идея дополнительного налогообложения богатых завоевывает все больше сторонников. Есть и возможности добиться того, чтобы граждане, получающие высокие доходы, платили больше налогов. Но делать это надо не через НДФЛ.

На мой взгляд, решение о плоской шкале налога, которое было принято в 2000 году и последовательно реализуется уже более 10 лет, вполне оправданно. Можно спорить о том, что такое социальная справедливость: всем платить одинаковый процент со всех доходов или вводить прогрессивное налогообложение высоких доходов? Если смотреть на вещи прагматически, то эффект от плоской шкалы положителен. Благодаря низкой ставке удалось существенно увеличить поступления в бюджет за счет собираемости налога. Премьер-министр уже приводил цифры, что сегодня государство за счет налога на доходы физических лиц получает сумму, превосходящую все доходы федерального бюджета в 2001 году. Для оценки эффекта правильнее сравнивать не абсолютные, а относительные показатели, учитывающие рост экономики и инфляцию. Здесь цифры тоже впечатляют: если в 2001 году подоходный налог был собран в размере 2,1% ВВП, то по результатам 11 месяцев 2011 года – уже 3,8% ВВП.

Во многом это связано с тем, что существенно снизились стимулы для уклонения от налогов. Не секрет, что у богатых больше возможностей для минимизации налоговые выплат с доходов: их можно переводить в дивиденды, необлагаемые доходы или просто прятать в оффшорных юрисдикциях. При ставке в 13% такие схемы становятся менее востребованными. Кроме того, плоская шкала существенно упростила налоговое администрирование: при единой ставке большинство граждан даже не знает, что такое налоговая декларация, поскольку налог удерживается у источника доходов. В основном ее заполняют только тогда, когда хотят получить налоговые вычеты.

Вопрос: Если не НДФЛ, то что? Вводить налог на роскошь?

Ответ: Прежде чем вводить налог на роскошь, надо договориться о том, что считать роскошью, и понять, можно ли администрировать такой налог. В начале 90-х годов роскошью считались ковры, меха, хрусталь, шоколад и ювелирные изделия. На эти товары устанавливались высокие акцизы, взимавшиеся у производителя. Впоследствии от этого отказались, и не стоит возвращаться к подобной практике.

Вряд ли можно создать эффективную систему налогообложения таких объектов как произведения искусства, антиквариат и драгоценности, хотя они несомненно относятся к предметам роскоши, просто потому, что государство не регистрирует эти объекты и не ведет реестры собственников. В то же время есть такие объекты как дорогая недвижимость, личные самолеты и вертолеты, яхты. На эти виды имущества можно ввести повышенные ставки налогов. Такова, например, идеология налога на недвижимость, который должен заменить налог на имущество физических лиц. Дорогие объекты недвижимости, элитные особняки вполне могут облагаться налогами, в разы большими, чем сегодня. Это не даст больших денег бюджету, но это шаг в направлении социальной справедливости налогообложения. Думаю, что с таким подходом согласятся и очень богатые люди, не чуждые социальной ответственности.

Вопрос: Кстати, о налоге на недвижимость. Когда он будет введен?

Ответ: Не в следующем году, это точно. Минэкономразвития вместе с Росреестром в 2012 году должны завершить работу по созданию кадастра объектов недвижимости, без которого налог ввести невозможно. Оценка объектов недвижимости будет приближена к их рыночной стоимости. Разумеется, при этом в сторону уменьшения – причем в разы! - будут пересмотрены предельные ставки нового налога.

Но и это все. Заново должна быть отработана вся система льгот и преференций, чтобы не увеличить налоговую нагрузку на малообеспеченные слои населения. Понятно, что этим должны заниматься в первую очередь региональные и местные органы власти. Необходимо предусмотреть самые низкие ставки, вычеты или льготы для собственников жилья низкого уровня. Другая проблема – решить вопросы, связанные с пенсионерами, которые живут в дорогих домах или квартирах в центре крупных городов. Для этих граждан должны быть взвешенные и разумные переходные положения, рассчитанные на много лет вперед. Возможно, следует просто сказать – живите как прежде, на вас новые правила не распространяются. А вот наследники будут уже принимать решение: платить высокие налоги или переезжать в жилье подешевле.

Вопрос: А какие из "социально справедливых" налоговых мер заработают в следующем году?

Ответ: Есть ряд новаций в налогообложении доходов физических лиц. С 2011 года увеличены налоговые вычеты на детей, особенно для многодетных семей. Для финансирования дополнительных детских льгот с 2012 года отменяется стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей в месяц, который применялся до тех пор, пока общая сумма доходов, исчисленная нарастающим итогом с начала года, не достигала 40 тысяч рублей. Размер вычета не пересматривался с 2001 года, что сделало его чисто символическим для большинства работников. При средней зарплате в стране порядка 23 тысяч рублей в месяц, вычет, позволяющий при уплате налога экономить 52 рубля, не применялся вовсе или действовал в течение одного – трех месяцев.

Вводится налогообложение "золотых парашютов". Думаю, это справедливо. Есть немало примеров, когда при увольнении топ-менеджеры получали выходные пособия в миллионы долларов, которые не облагались налогом.

СЫРЬЕВЫЕ ЗАБОТЫ

Вопрос: Вы говорили о возможности введения формулы расчета НДПИ на газ от цены на биржах. Возможно ли это в 2012 году?

Ответ: Думаю, что да. Хотя задача посложнее, чем вывести формулы для НДПИ, поскольку ценообразование на нефть и природный газ на мировом рынке происходит по-разному. Если цены на нефть целиком определяются текущим спросом и предложением, формируются по результатам биржевых торгов, что позволяет легко рассчитать их среднее значение за какой-то период времени и заложить это среднее в формулу, то цены на газ ведут себя совсем иначе. Во-первых, они коррелируют с нефтяными ценами, но с временным лагом примерно в полгода /это учитывается в долгосрочных контрактах газовых компаний/. Во-вторых, все больший вес приобретают спотовые контракты, что, в свою очередь, заставляет поставщиков пересматривать долгосрочные контракты и заложенные в них формулы. При такой динамике рынка совсем не просто выбрать объективные показатели, на которых будет базироваться налогообложение отрасли. Тем не менее, в 2012 году планируется разработать такие формулы с тем, чтобы применять их уже с 2013 года.

Если удастся решить эту задачу, то уйдут в прошлое ежегодные изнурительные дискуссии о том, у кого и сколько "отобрать", какие ставки НДПИ установить на следующий год. Процесс перейдет в автоматический режим, такой же, как в нефтяной отрасли.

Что касается 2012 года, то с 1 января НДПИ на природный газ будет увеличен примерно на 135 миллиардов рублей, причем впервые это будет сделано дифференцированно для независимых производителей и Газпрома. Это не дискриминация Газпрома, а учет того обстоятельства, что значительная часть доходов корпорации формируется за счет экспортных поставок газа. Поскольку Газпром является монопольным экспортером, что обеспечивает ему огромные дополнительные доходы, такое решение выглядит вполне обоснованным и справедливым.

Вопрос: А может быть заложена рыночная цена в формулы расчета НДПИ на другие виды сырья?

Ответ: Это уже сделано в отношении угля. С 2011 года НДПИ на уголь уплачивается по специфическим ставкам, которые для разных категорий углей устанавливаются на основании цен за предыдущие кварталы. Предполагается, что постепенно такая практика будет расширяться. На очереди металлы, потом подумаем и о других видах полезных ископаемых.

Вопрос: Нефтяные компании требуют налоговых льгот для новых месторождений, потому что в действующей системе их разработка нерентабельна. Кроме того, благодаря своему сильному лобби им удается добиваться и продления уже отмененных льгот. В итоге получается ручной режим корректирования налогов фактически для каждого месторождения. Как вы предполагаете менять ситуацию в нефтяной отрасли?

Ответ: Каждое месторождение уникально, поэтому теоретически правильно было бы строить систему налогообложения отдельно для каждого месторождения. Это можно делать за счет правильной организации роялти, и в первые постсоветские годы так оно и было. Точнее, так должно было быть. Но успешный лоббизм отдельных руководителей плюс проблемы администрирования заставили изменить систему в сторону применения более простых и безопасных для бюджета, хотя экономически и менее справедливых, правил. Простой НДПИ и экспортные пошлины минимизируют коррупционные риски. Модифицированная система себя полностью оправдала и могла бы с небольшими коррективами и донастройками служить еще долго.

Однако она хорошо себя проявляла на обустроенных месторождениях, разрабатывавшихся многие годы, либо на новых месторождениях в традиционных районах добычи, в которых уже была развитая инфраструктура. Совсем иная картина в новых нефтяных провинциях, в труднодоступных областях Восточной Сибири и на арктическом шельфе, где требуются огромные капиталовложения, где всю инфраструктуру надо создавать с нуля, а добычу вести в экстремальных условиях.

Государство заинтересовано в разработке таких проектов, а инвесторы вправе рассчитывать на разумную прибыль за участие в них. Мы считаем, что внутренняя норма доходности /IRR/ на уровне 16-17% - это справедливая премия. И готовы настраивать налоговые инструменты так, чтобы этот результат инвестору обеспечить. Так появились налоговые каникулы по НДПИ для некоторых территорий. Но для ряда проектов и этого недостаточно, поэтому для некоторых месторождений Восточной Сибири были приняты решения по льготной ставке экспортной пошлины. Меры эти временные, выход на нормальный уровень рентабельности будет сопровождаться отменой льготы по экспортной пошлине, как это уже сделано для Ванкорского, Талаканского и некоторых других месторождений.

Конечно, вместо ручной настройки правильнее использовать самонастраивающиеся универсальные механизмы. Создать их – задача, которую мы решаем вместе с другими министерствами при активном участии нефтяников. Она должна быть решена в рамках новой система налогообложения нефтяной отрасли. Потребуется еще несколько лет, чтобы выйти на искомый результат, но первые шаги в этом направлении уже сделаны: введенный с октября 2011 года режим "60-66", мы рассматриваем именно в таком качестве. Определенная неспешность в этом вопросе и постепенность трансформации обусловлены тем, что нефтегазовые доходы бюджета составляют примерно 8% ВВП и, соответственно, цена ошибки очень велика. Надеюсь, что в 2012 году уже можно будет увидеть первые результаты введения режима "60-66" и убедиться в правильности прогнозов экспертов, а, значит, готовить следующие шаги.

НЕ КОРЫСТИ РАДИ, А ДЛЯ ПОРЯДКА

Вопрос: Минфин сейчас проводит инвентаризацию льгот, по итогам которой некоторые из них могут быть отменены, в частности, федеральные льготы по региональным налогам и невостребованные льготы. Есть ли уже конкретные предложения у Минфина? Сколько это даст бюджету, какова цена вопроса?

Ответ: Мы значительно лучше понимаем, во что обходятся бюджету налоговые льготы, чем то, какой эффект они дают. Анализ их эффективности – нужная, важная и интересная работа, и мы начали диалог с Минэкономразвития с тем, чтобы провести пофакторный анализ их влияния на российскую экономику.

Сейчас самая большая по объему льгота, предоставляемая российским компаниям, это амортизационная премия. Она востребована и, надо полагать, достаточно эффективно работает на модернизации основных фондов. Она и другие подобные льготы в ближайшие годы сохранятся. Другие необходимо тщательно анализировать.

Особняком стоит ряд льгот по региональным и местным налогам, которые приняты на федеральном уровне, прежде всего по налогам на имущество и на землю, в первую очередь в отношении линейных объектов естественных монополий. По существу, это льготы за счет территориальных бюджетов. Вопрос об отмене таких льгот поднимался неоднократно, последний раз весной этого года. Минфин предлагал правительству поэтапную – в течение 3-4 лет – отмену этих льгот, тогда мы поддержки не нашли, но, скорее всего, тема не закрыта. Пока не знаю, будет ли принято политическое решение, возможны более гибкие графики отмены или сокращения этих льгот, могут быть и отдельные изъятия…

Вопрос: А какие естественные монополии могут сохранить свои льготы?

Ответ: Сложнее всего с РЖД, хотя бы потому, что государство предоставляет многомиллиардные субсидии для регулирования тарифов на пригородные перевозки. Проще принять решение по отмене льгот по земельному налогу для объектов Министерства обороны, включая полигоны и санатории. К сожалению, поскольку налоги с таких участков не платятся, государство даже толком не знает, каково их количество. Введение налога даже по самой минимальной ставке не только даст дополнительные доходы местным бюджетам, но и позволит провести инвентаризацию этих участков, оценить необходимость сохранения их за Минобороны.

Вопрос: Сейчас в Думе принят в первом чтении законопроект об отмене ЕНВД и расширении перечня видов деятельности на основе патента, но к проекту уже сейчас много претензий. Как вы видите систему налогообложения для малого бизнеса?

Ответ: При подготовке законопроект обсуждался и согласовывался не только с заинтересованными ведомствами, но и с регионами, и такими бизнес-объединениями как "Опора России". Было достигнуто взаимопонимание и по поэтапной отмене ЕНВД с возможностью добровольного перехода на УСН в течение переходного периода. Конечно, ЕНВД предельно прост, но не всегда справедлив. Помню, несколько лет назад мы получили письмо от бизнесмена Евгения Чичваркина /основатель компании "Евросеть", крупнейшего в РФ сотового ритейлера – ред./, который возмущался тем, что планируется ограничить возможность применения ЕНВД, установив предельную численность работников. Он работал на ЕНВД и был вполне доволен. Его легко понять: очень удобно, получая миллиардные доходы, платить символические налоги.

И это не единственный пример, когда налог, изначально нацеленный на малый бизнес, использовался крупными компаниями. Например, в торговле и общественном питании налог исчисляется исходя из площади торгового зала, а ограничение в 150 кв. метров легко обходится. Когда на льготном режиме работают бутики и ювелирные магазины, согласитесь, это не совсем справедливо. Тем более, что налог не привязан ни к обороту, ни к другим объективным финансовым показателям. ЕНВД оправдан для совсем малого, семейного микробизнеса, но этот замысел реализовать не удалось. Патентная система способна разрешить эти противоречия. Она должна помочь индивидуальным предпринимателям.

Организации будут выбирать между УСН и общим режимом налогообложения.

Что касается судьбы законопроекта, то весной Дума вернется к его рассмотрению.

КРУПНЫЕ И БОЯЗЛИВЫЕ

Вопрос: Закон о трансфертном ценообразовании вступает в силу с 1 января, но Минфин уже сейчас готовит поправки к нему. С чем они связаны, о каких именно поправках идет речь?

Ответ: Да, новации по трансфертному ценообразованию вступают в силу с 1 января. При этом предусмотрены многочисленные переходные положения, чтобы налогоплательщики и налоговые органы максимально легко адаптировались к новым правилам. Из-под контроля за трансфертным ценообразованием практически полностью выведены малый и средний бизнес. Под контроль внутри России могут попасть только те сделки с зависимыми лицами, годовой объем которых превысит 3 миллиарда рублей /планка постепенно будет снижаться до 1 миллиарда/. Из правила "трех миллиардов" есть отдельные изъятия, но они касаются только тех сделок и в тех сферах, где риски государства достаточно высоки. Когда, например, участники сделки используют разные системы налогообложения: один – на общей системе, а другие применяют упрощенную или единый сельхозналог. Понятно, что "перебрасывая" прибыль от тех, кто должен платить высокий налог, на тех, чьи налоговые обязательства минимальны, можно добиться впечатляющих результатов.

Немного другие правила будут действовать для внешних сделок. Они также смягчаются по сравнению с прежними, но остаются жесткими для сделок с офшорами.

В еще не вступивший в силу закон Минфин предлагает пакет поправок, которые носят в основном технический характер. Более содержательные поправки, которые позволят расшить некоторые узкие места и помочь налогоплательщикам, в частности, тем, которые действуют по соглашениям о совместном финансировании расходов по отдельным проектам, будут подготовлены позже.

Вопрос: В чем причина панической боязни, которую вызывает этот закон у налогоплательщиков?

Ответ: Закон сложный, в нем много оценочных категорий, высока роль профессионального суждения. Обеспокоены не только налогоплательщики, но и налоговые органы. В ФНС под новый закон создано специальное управление, его сотрудники проходят интенсивную подготовку. Минфин будет внимательно следить за тем, чтобы все правила применялись должным образом. Будем готовить и методические материалы.

Вопрос: Но ведь штрафы в 2012 году действовать не будут…

Ответ: Да, два года без штрафов, даже если налоговые органы обнаружат какие-то нарушения. Штрафы возможны только применительно к сделкам, которые будут совершаться не ранее 2014 года. Возможности контроля за ценообразованием на первом этапе тоже ограничены. ФНС сможет начать проверки сделок, совершенных в 2012 году, только в 2013-м. Фактически это означает, что в короткий промежуток времени с апреля по декабрь надо собрать информацию о вызывающих вопросы сделках, проанализировать их и принять решение. Сделки, совершенные в 2013-м, могут стать предметом контроля в 2014 и в 2015 годах. И только потом, начиная со сделок 2014-го года, можно будет использовать уже обычный порядок, когда проверка может начинаться в течение трех следующих лет.

Сделки же, совершенные до 1 января 2012 года, по новым правилам проверяться не будут.

Вопрос: С 1 января 2012 года крупные налогоплательщики смогут заключать с ФНС соглашения о ценообразовании. Для чего им это делать и кто может заключить такие соглашения?

Ответ: Действительно, крупные налогоплательщики смогут заключать соглашения с налоговыми органами, которые упростят им жизнь и минимизируют возможные риски в случае, если ФНС начнет проверку. Для этого налогоплательщик должен максимально открыть свой бизнес, чтобы не было взаимного недопонимания, и обсудить с ФНС риски, связанные с ценообразованием, методы, используемые для анализа, принципы или формулы, лежащие в основе формирования справедливых рыночных цен. В случае взаимопонимания можно выйти на соглашение и быть спокойным, если параметры сделок укладываются в согласованные форматы.

Ряд компаний уже интенсивно работает с налоговыми органами над будущими соглашениями.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала