Рейтинг@Mail.ru
Это неправильно, но это реальность, часть 2, - Николай Кащеев, Сбербанк РФ - 11.12.2012, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Это неправильно, но это реальность, часть 2, - Николай Кащеев, Сбербанк РФ

Читать Прайм в
Дзен Telegram

Помните "green shoots" теперь уже трехлетней давности? За это время, наверно, могли бы вырасти сформировавшиеся деревца... Но они так и не выросли в естественных условиях экономики G7, зато цены ряда рискованных активов неплохо выросли - в виртуальном рыночном мире. Но вы все еще хотите зеленых ростков? Так вот, они появляются. Просто надо посмотреть на происходящее под новым углом зрения. Реальность совсем рядом, просто мы смотрим немного в другую сторону. Итак, вот что мы думаем по этому поводу:

"Если смотреть на происходящее с традиционной точки зрения, как, кажется, смотрит сегодня ФРС /или делает вид, что смотрит именно так - по полит.мотивам/, то стагнация реальных доходов домохозяйств в США, [о которой мы столько говорили] - это плохо. А рост занятости на несколько спорные 243 тыс. рабочих мест в январе - это однозначно хорошо. Однако, строго говоря, с точки зрения старой экономической парадигмы динамика доходов имеет большее значение: именно она в итоге в наибольшей степени определяет конечный спрос, 70% ВВП. И, в самом деле, если все так здорово с занятостью, почему тогда доверие потребителей падает в январе?

Следующий комментарий в Business Insider проясняет ситуацию более чем наглядно:

"Я не вижу этого [резко положительных сдвигов в экономике]. Предполагаемая стоимость моего дома для целей налогообложения только что была определена на 20% ниже прошлогодней. По-видимому, дно на рынке жилья - это миф. Да, я нашел работу после двух лет безработицы. за 9 долл.в час /очень низко по меркам США; примерно 25 тыс.долл. в год "грязными"/, без соц.пакета, без оплачиваемого отпуска. Я только что прочел, что средняя цена проданного нового автомобиля выросла до 30 тыс.долл., это на 4 тыс.больше среднего дохода. Так кто покупает эти новые авто? Я намекну: слово начинается с SUB и заканчивается на PRIME. Можно назвать это мини-пузырем?"

Однако, если посмотреть на происходящее с другой стороны, "с точки зрения истории", то что это, если не необходимая коррекция? Низкие стандарты нового уровня жизни задали emerging markets, но это - рынок. Сама экономика G7 создала себе конкурентов, и иначе не могло быть."

Греческая проблема, к примеру, имеет два измерения. Во-первых, это - историческое измерение: на этапе излета, завершения той экономической парадигмы, которая ассоциируется теперь с имена Р.Рейгана, М.Тетчер и А.Гринспена, после нескольких лет господства весьма либеральной рыночной идеологии, в результате которых кто-либо - от "физиков" до правительств - перестал бояться больших объемов долга, долг в головах и кошельках и правительств, и граждан заменил заработок. Что-то подобное под мощным идейным прессом мировой финансовой системы начало происходить и в развивающихся странах, крупнейшие из которых в ходе всеобщего похмелья от более серьезных последствий спасла относительная отсталость банковской системы и. относительная бедность населения. Скажем, в РФ кредиты физическим лицам на пике цикла достигали всего 8% ВВП, а ипотека - около 2%. Несмотря на стремительное развитие сегмента subprime в 2007 г. /вспомним бурный рост кредита под 60 и более процентов годовых/, он не успел вылиться в общеэкономическую проблему - спасало, в частности, отсутствие мощной инфраструктуры секьюритизации. Т.е., отсталость рынка, другими словами.

Те страны, в которых такая инфраструктура торговли рисками была создана на высоком уровне, сегодня находятся в самом уязвимом положении. Сегодня общий гос.долг ЕС, пишет Reuters, составляет 82.2% ВВП /конец 3-его кв. 2011 г./, а долг зоны евро - 87.4% ВП. Только 13 из 27 членов ЕС имеют госдолг ниже 60%, как того требует Пакт экономической стабильности и развития, и только 4 - из 17 членов зоны евро. Все остальные, кстати, должны быть наказаны "полуавтоматическими санкциями" согласно новому фискальному пакту, подписание которого всеми странами ЕС, кроме Великобритании и Чехии, вызвало такую бурную радость на рынках*. Долги правительств еврозоны резко взлетели, разумеется, после введения единой валюты евро, когда социалистически настроенные страны периферии воспользовались репутацией и рейтингом рыночной Германии для ублажения своих граждан через расширение финансирования по низким ставкам госрасходов. А рейтинговые агентства, вооруженные мощнейшими аналитическими аппаратами и теперь громящие государства ЕЗ по одиночке, разумеется, стали говорить после 2008 г. о "sudden stop", "внезапном" падении суверенного кредитного качества.

Во-вторых, проблема Греции имеет более глубокую проблему, лежащую в перверсиях "постиндустриального" общества. Это - более тяжелый груз, чем просто долг: в конце концов, можно пойти по пути Аргентины и допустить тяжелый дефолт, но сохранить в целом экономику для, смеем надеяться, лучше будущего. Кажется, к почти откровенному дефолту дело и идет. Но то, что стоимость unit labor /"единицы труда"/ в Греции выше на треть, чем в Германии - вот это уже намного хуже. То, что Греция очень рискует впасть в длительную полосу политической нестабильности - уже сейчас, до конкретных решений на бесконечно тянущихся переговорах с troika о новым мерах по восстановлению справедливости с помощью экономики, речь идет о новой всеобщей 24-часовой забастовке в стране. И она, видимо, будет не последней.

Точная такая же проблема, по существу, и у США. Страна, впрочем, действительно отличается большей гибкостью, чем ЕС, который чрезвычайно забюрократизирован и, следовательно, тщательно регламентирует, например, трудовое право. При этом, как водится, бюрократическая централизация в итоге оказывается неэффективной. Так, несмотря на высокую децентрализацию системы управления США, американское общество, естественно, имеет куда большую общность интересов от канадской границы до Мексиканского залива и от восточного побережья до "дикого Запада", чем наблюдается, скажем, между Финляндией и Италией. Зато в США нет ортодоксального якоря, вроде немецкого истеблишмента, что и привело к тому, что гос.долг США составляет 100% ВВП против менее 90% у

Европы. Таковы возможности властей США по сдерживанию необходимой коррекции в ходе смены экономических парадигм. Настолько эффективно, объективно говоря, они пытаются препятствовать возвращению конкурентоспособности американской экономики, по крайней мере, в ее индустриальной части!

Стремление приостановить неизбежную коррекцию в G7 можно понять: например, стремительное падение уровня жизни в Греции на 1/3 скорее напоминало бы 30% девальвацию в развивающейся экономике, чем динамику экономики, в которой макроэкономическая волатильность мала уже в течение многих лет; например, инфляция уже давно превышает 5% в год. Однако избежать такой коррекции невозможно. Поэтому, как мы писали в прошлом нашем обзоре "Это неправильно, но это реальность", делевередж, который был в 2011 г. заметно приостановлен примерно на 2/3 пути, следует в историческом контексте считать благом, а его приостановку - задержкой на пути подлинного восстановления экономики и, в конце концов, трансформации экономики в новую парадигму, ее переход на новый цикл развития. В этой связи напомним график из прошлого обзора /см./.

Тем не менее, мы не станем отрицать наличия зеленых ростков в глобальной экономике, которые, впрочем, пока пробиваются через слой льда, который представляет собой навес долга, все еще продолжающего рост. Следующие графики могут дать представление о том, о чем идет речь:

Средненедельная загрузка железнодорожных вагонов нефтью и нефтепродуктами в США, в цистернах, штук. /Для сравнения: нижний график - общая загрузка ж/д вагонов

Число занятых в добыче энергоносителей резко возрастает. Разумеется, всего 186 тыс. человек - это капля в море. Однако пример Северной Дакоты, где безработица составляет всего около 2% /!/ трудоспособного населения намекает на то, что этого рода рабочие места дадут хороший мультипликативный эффект. По некоторым прогнозам, рост добычи энергоносителей из "нетрадиционных носителей" может дать миллион рабочих мест. Отказ Б.Обамы от строительства нефтепровода Keystone из Канады лишил страну еще пары десятков тысяч рабочих мест, настоящих good jobs, которых не хватает США.

Спрэд между ценой нефти и ценой газа, нормализованных с помощью BTU. Газ, добыча которого в США пока отрезана от двух сооружаемых экспортных терминалов, резко падал в цене по причине интенсивной добычи из сланцев. Нефть, напротив, выросла в цене. Интенсивное развитие индустрии сжиженного газа и перехода двигателей автомашин на газ, а также экспортных терминалов с одной стороны, и взлет бурения на нефть как на шельфе, так и из сланцев в США должны привести к снижению этого спрэда в течение не более нескольких лет:

Достижение США энергетического баланса имеет колоссальное значение для мировой экономики. Сегодня около 44% внешнеторгового дефицита США - это дефицит торговли нефтью и газом /не путать с общим балансом энергоносителей, включая уголь/. Соответственно, достижение независимости США от импорта только нефти означает увеличение внутренних сбережений на примерно 300 млрд.долл. в год, а достижение полного профицита газа, к которому уверенно идут США, принесет еще 14 млрд.долл

Еще немного о последних хороших новостях из области занятости. Как и следовало ожидать, не все тут блестяще, что мы уже отчасти показали выше.

Графики временной и полной занятости подтверждают динамику стагнации/падения реальных доходов домохозяйств:

Индекс unit labor cost, стоимости единицы труда в США. Прогресс налицо, но если надо делевередж прошел, по некоторым оценкам, 2/3 необходимого пути, то и по этому показателю, возможно, требуется примерно такая же /или даже большая/ коррекция:

Это означает одно: говорить о том, что вот оно, самовоспроизводящееся восстановление экономик США наконец-то с нами спустя 4 года, рано. Без всяких поправок экономика США в 2011 г. создала около 2 млн. рабочих мест. Чтобы восстановить их докризисный объем, такими темпами понадобится еще более трех лет. О качестве этих мест вообще умолчим - правый график выше намекает, что никакого возврата к прежнему "изобилию и процветанию" в обозримом будущем даже не просматривается. Вдобавок, отметим, что с 2007 по 2011 г. население США выросло на 10 млн.человек.

Любопытно, что в результате брошенной им "огромной кости" в виде роста NFP и PMI в сфере услуг, рынки рискованных активов выросли. Но вырос и доллар против евро, причем упорно держится возле долгосрочного растущего тренда. Это довольно необычно в таких случаях. На евро, конечно, могли повлиять бесконечные оттяжки соглашения по Греции /о мерах экономии и с частными кредиторами об управляемом дефолте, если это кого-то продолжает живо волновать, кроме напрямую затронутых проблемой лиц/, однако обращает на себя внимание и тот факт, что разница в ставках между США и ЕС по-прежнему держится несколько выше нуля с приходом г-на Драги на пост председателя ЕЦБ, чего на протяжении примерно года не наблюдалось вовсе.

S&P500 купается в благоприятных факторах, из которых главный - разумеется, поведение С.Драги, расчет на новые LTRO, а также намеки Б.Бернанке на то, что экономика не настолько хороша, чтобы убирать в кобуру QE, причем в самом традиционном виде - нестерилизованной эмиссии. Вдобавок, Китай вскоре может начать смягчение своей политики. Поэтому разбираться в подлинных нюансах рынка труда - недосуг и нет смысла. Это неправильно, но такова реальность - уже в третий раз за 4 года!

Спрэд облигаций Италии /внизу/ и Испании /наверху/ соблюдают "приличия". Все, что до трех лет - почти безрисковый актив, потому что его покупает ЕЦБ и охотно берет в залог. Все что свыше. ну уж, извините - тут сплошные сомнения. При этом общий уровень спрэдов однозначно не обещает спокойных времен /сравните с 2008 и даже 2009 гг./:

LIBOR 3m /черным - EUR, красным - USD/ заметно упали исключительно благодаря спохватившемуся Драги и обещаниям Бернанке держать ставки нулевыми два года. Как минимум. Тем не менее, полного доверия монетарным властям и банков друг другу так и не достигнуто судя по динамике ставок.

Давно не смотрели на золото. Улучшение ликвидности и неуверенность в успехах экономики приостановили коррекцию цены этого металла. Однако пока нового долгосрочного тренда не видно.

Синим - PMI в области услуг, черным - PMI в промышленности, гистограмма - реальный ВВП сШа. Резкий рост PMI намекает на ускорение роста ВВП. Однако это - неоднозначный фактор. Во- первых, далеко неоднозначные перспективы 2012 г., в котором наступят, в частности, налоговые ужесточения, показывают, что оптимистичная проекция ВВП /3%/ не может реализоваться так просто. Во-вторых, как говорится, есть иные прецеденты - см. на графике

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала