Премьер- министр и кандидат в президенты РФ Владимир Путин в своей очередной программной статье отметил, что граждане, профессиональные, общественные объединения должны иметь возможность заранее "тестировать" все государственные документы. В прошлом году была введена оценка регулирующего воздействия ряда законопроектов, которая осуществляется совместно с предпринимательским сообществом. по словам Путина, необходимо проанализировать, полностью ли данный механизм оценки охватывает значимые для бизнеса сферы.
"Идея создания единой точки, к которой можно обратиться и найти кто, что и по каким темам разрабатывает, одобрена на правительственном уровне. Минэкономразвития в перспективе планирует создать удобную прозрачную систему – портал, на котором будут размещаться для обсуждения все разрабатываемые и принимаемые в правительстве проекты актов. На наш взгляд данный портал станет важным информационным элементом обратной связи от предпринимательской среды", - сказал агентству Фомичев.
Он напомнил, что сейчас вся оценка регулирующего воздействия распространяется на узкий класс документов, вводящих обязательные требования к продукции, процессам, услугам и так далее. "Но есть набор иных актов, не подпадающих под оценку регулирующего воздействия – таможенные, налоговые и прочие, к которым также нужно применять инструменты оценки", - добавил Фомичев.
Сейчас все ведомства в рамках подготовки своих документов, обязаны публиковать их на своих официальных сайтах. "Очевидно, что предприниматель в ежедневном режиме не мониторит сайты всех органов власти, чтобы узнать, а не готовится ли какой-то документ, который будет иметь для него негативные последствия", - сказал он, добавив, что единый портал должен решить эту проблему.
Кроме того, механизм оценки регулирующего воздействия действует только на уровне правительства РФ, и только по тем актам, которые сейчас находятся в процессе разработки, не затрагивая законопроекты, разрабатываемые, например, в Госдуме.
"А весь блок законодательной работы в Государственной Думе проходит (за исключением случаев, когда устраиваются парламентские слушания) без обсуждения принимаемых законов и анализа их последствий для бизнеса", - сказал он добавив, что совместно с представителями бизнеса и депутатами Госдумы Минэкономразвития прорабатывает разные варианты возможного урегулирования этой ситуации. В результате в Госдуме тоже должно быть формализовано взаимодействие с бизнес-ассоциациями, а законы, вводящие избыточные барьеры или издержки, будут проходить через "фильтр" экономического анализа.
В конце прошлого года глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина сообщила, что министерство с участием бизнеса подготовило ряд предложений по совершенствованию системы оценки регулирующего воздействия.
Так, предлагается проводить оценку регулирующего воздействия не на конечной стадии подготовки нормативного акта, когда он уже разработан, а на начальной стадии. При этом такую оценку должно проводить не Минэкономразвития, а само ведомство, разрабатывающее нормативный акт. Кроме того, процедуру оценки регулирующего воздействия предлагается распространить на уже действующие нормативные акты, а также пропускать через данную процедуру региональные нормативные акты. По ее словам, прорабатывается инициатива бизнеса распространить процедуру оценки регулирующего воздействия на законотворческий процесс. Набиуллина пояснила, что речь идет о законодательных инициативах, инициируемых не только правительством, но и другими субъектами законодательной инициативы, а также о проектах документов, готовящихся в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.
За полтора года работы консультативного совета по оценке регулирующего воздействия им было рассмотрено 500 проектов нормативных актов. Около трети из них было направлено на доработку из-за избыточных барьеров для бизнеса.