К настоящему времени уже закрылось три предприятия, еще восемь заводов простаивают, сообщила директор некоммерческого партнерства содействия развитию парфюмерной отрасли "Парфюмерный клуб" Марианна Пенькова.
ПРОБЛЕМА С ЛИЦЕНЗИЯМИ
В 2006 году в России была введена единая государственная автоматизированная информационная система учета алкоголя (ЕГАИС). Под ее воздействие попали представители табачной, кондитерской и парфюмерной промышленности, использующие в своем производстве спирт. Позднее правительство вывело из ЕГАИС парфюмерную и кондитерскую продукцию, в результате с 2007 года госрегистрация на парфюмерию была отменена. При этом парфюмеры должны были получать в Федеральной налоговой службе лицензии на производство, хранение и оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции.
Проблемы, по словам Пеньковой, начались после того, как с 2009 года выдачами лицензий стало заниматься Росалкогольрегулирование (РАР). Парфюмерам для получения лицензии стали предъявлять те же требования, что и производителям алкоголя, которые оказывались для них неподъемными.
"Требования для получения лицензии достаточно суровые, и это правильно. Но моменты, необходимые для алкоголя, являются формальностями для производства непищевой спиртосодержащей продукции. Например, где хранится картон, наличие термометров - для производителей парфюмерии это, по сути, неважно", - отмечает Пенькова.
С ней соглашается владелец производственно-дистрибьюторской парфюмерной компании "Триуф" Эмин Багиров. "Требования по организации производства неподъемны с материальной точки зрения и абсурдны с точки зрения того, что производят парфюмерные заводы. Все заводы стоят именно потому, что все требования для них приравнены к требованиям производителей алкоголя", - сказала он агентству "Прайм".
Причем большинство заводов получили лицензии в 2006 году, и к лету 2011 года срок этих лицензий как раз истек. Сложившаяся ситуация, по словам Пеньковой, привела к тому, что три парфюмерных завода уже закрылись, а восемь предприятий простаивают более полугода. Между тем, новые лицензии получили только два завода – "Новая заря" и "Аромат".
"Ранее не было таких "драконовских" мер, сейчас придираются по каждому требованию. Одной компании не выдали лицензию из-за того, что у нее не было электронного адреса", - добавила она.
ПРОДУКЦИЯ "ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ"
Такое отношение РАР к производителям парфюмерной продукции, по мнению главы "Парфюмерного клуба", связано с существующим стереотипом о парфюмерной продукции как о продукции "двойного назначения", то есть употребляющейся не только по прямому назначению, но и в качестве замены алкоголю. Но, как считает Пенькова, относить парфюмерную продукцию к алкогольным суррогатам некорректно.
"Во-первых, она достаточно дорогая – дороже 200-300 рублей за 100 миллилитров и под спреем. Бутылку водки, между тем, можно купить за 100 рублей – будет и объем больше, и открываться будет легче, и без примесей. Хотя я допускаю, что у некоторых производителей под видом некой продукции идет производство для таких целей. Но при этом нельзя смешивать легальные заводы и контрафакт", - отметила она.
Ее слова подтверждает генеральный директор крупнейшего российского производственного завода "Химсинтез" Леонид Осипов, чье парфюмерное производство также простаивает из-за проблем с получением лицензии. "Но чем больше зажимают алкогольный рынок, тем больше он уходит в нелегальный, на рынок суррогатов. Но парфюмерия никогда не была "двойным назначением" - содержание душистых веществ и стоимость флакона делают ее употребление бессмысленным. В то же время мы не производим одеколоны, которые как раз и употребляют", - сообщил Осипов агентству "Прайм".
ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ОТРАСЛИ
По словам Пеньковой, сложившаяся ситуация может привести к росту цен на парфюмерную продукцию, а также к упадку российской парфюмерии, которую на рынке очень быстро сможет заменить продукция из Китая и Турции.
"Владельцы заводов ищут пути для переориентирования на другие производства. Можно найти подрядчика в Китае, Польше и других странах. Но тогда не будет российской парфюмерии, она придет в упадок. Будет, например, китайская парфюмерия вместо нашей", - отмечает Пенькова.
"Парфюмерная продукция из Турции, ОЭА, Китая очень быстро заменит продукцию отечественного производства. Это ведь рынок масс-маркета, флакон стоит 150-200 рублей", - подтвердил Осипов. По его словам, производители, чьи заводы простаивают, уже переводят свое производство в Китай.
Между тем, убытки отрасли от простоя производственных мощностей по данным "Парфюмерного клуба", уже превысили более 1 миллиарда рублей. "Думаю, что ничего хорошего не будет с парфюмерной отраслью. Слишком небольшие деньги в сравнении с алкогольной отраслью. Мы вымираем как класс", - отметил Осипов.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ
Решение проблемы парфюмеры видят в политическом решении, поэтому было направлено письмо в правительство РФ с просьбой вмешаться в ситуацию, сообщила Пенькова.
"Для устранения текущей проблемы и унификации требований к однотипной спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции мы просим ввести государственную регистрацию на парфюмерную продукцию, как это было раньше", - сообщила Пенькова.
По оценкам "Парфюмерного клуба", российский рынок парфюмерии и косметики в 2011 году составил 12 миллиардов долларов. Доля парфюмерии составляет 12-15% или около 2 миллиардов долларов, из них доля парфюмерии масс-маркета - около 500 миллионов долларов.