В конце января Всемирный Банк понизил свой прогноз по росту экономики развивающихся государств в 2012 году до 5,4% с 6,2%, ожидавшихся банком ранее.
"Развивающимся государствам следует проанализировать свои слабые места и подготовиться к дальнейшим шокам, пока еще есть время", - отметил главный экономист банка Джастин Ифу Лин.
В свою очередь, основатель термина БРИК – международный инвестиционный банк GoldmanSachs настроен куда более оптимистично в отношении развивающихся рынков. Компания предсказывает рост ВВП в четырех странах БРИК в 2012 году на уровне в 7,1% /консенсус - 7,0%/, в том числе в России - на уровне в 3,9% /консенсус - 3,5%/.
С оптимизмом смотрят в будущее экономики региона и сами развивающиеся рынки, свидетельствует исследование GrantThorntonInternational. "Согласно полученным цифрам по странам БРИК, настроения бизнесменов распределились следующим образом: по количеству оптимистов лидирует Бразилия с положительным показателем /74%/, практически сразу за ней Индия /58%/, затем Китай /22%/. А вот Россия замыкает этот список с отрицательным показателем /– 4%/. Наша страна - единственная в БРИК, где пессимистов больше, чем оптимистов", - говорится в сообщении GTI.
Действительно, индийские эксперты, собравшиеся в рамках видео-моста "Москва-Дели", уверены, мировой финансовый кризис в целом, и долговой кризис Еврозоны не окажут серьезного влияния на экономику Индии. "Экономика Индии зависит от внутренних проблем, и основана на внутреннем рынке, - отметили участники видео-моста в Дели. –Внешние шоки не окажут существенного влияния на нашу экономику, ориентированную в большей степени на Китай, ОАЭ, и другие страны".
Проблемы в Еврозоне скажутся на замедлении темпов роста базирующихся на экспорте экономик, указал российский участник, заведующий сектором прогнозирования мировой экономики ИМЭМО РАН Гиви Мачавариани. "Какие-то страны смогут переориентироваться на внутренний рынок, а какие-то – нет. Все зависит от действий правительств",- сказал он.
Тем не менее, катастрофы не ожидается. "Ситуация в Европе улучшится к лету 2012 года, когда прояснится вопрос с Грецией", - полагает эксперт. В целом на решение проблемы Еврозоны, по его оценкам, может потребоваться 2-3 года.
Не ожидает " экспортного заражения" стран БРИК европейским кризисом и другой участник в Москве, директор Центра азиатских исследований Экономического факультета МГУ профессор Евгений Авдокушин. Единственное, что может серьезно угрожать развивающимся рынкам, - банковская инфекция, и так называемый "эффект общего кредитора", считает эксперт. Также спровоцировать возникновение проблем у Китая, Бразилии, Индии и России может нестабильность европейской валюты и американского доллара. "Но вряд ли "эффект валютного спускового крючка" может сработать в 2012 году", - при этом полагает он.
В отношении России эксперт менее оптимистичен. По оценкам Авдокушина, наша страна более уязвима перед внешними шоками нежели "коллеги" по БРИК. "Наиболее устойчивой является экономика Китая, затем следуют Индия, Бразилия и, наконец, Россия, экономика которой уязвима, в частности, по причине выборных пертурбаций", - говорит экономист.
Уязвимость России отметил и Мачавариани. "Россия выпала из БРИК, поскольку, прежде всего, это объединение стран с быстро растущими экономиками", - сказал эксперт. Наша страна уже не может похвастаться таковыми. А по оценкам ведущего эксперта Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Александра Апокина, природа появления группы, по задумке автора этой идеи, базируется на компоненте инвестиционного потенциала. "Говорить о БРИКС за пределами инвестиционной привлекательности не предполагалось", - отметил он.
С точки зрения структурно-экономической компоненты экономика России, существенно отличается от экономик других стран БРИК, признал Апокин.
Устойчивость экономики Китая не вызывает у него сомнений, несмотря на сложности, связанные с переориентированием на внутренний рынок. Сформированный общественный запрос на изменения потребует повышения заработной платы для населения поясняет он. При этом конкурентоспособность производств не упадет, поскольку зарплату увеличат бедным слоям населения в непромышленных регионах. Проблема дешевого юаня также сходит с повестки дня, уверен Апокин. "При росте внутреннего потребления на уровне 13-15% в год и низком темпе роста экспорта, вопрос дешевого юаня уйдет из экономической сферы в политическую", - уверен он.
Юлия Катенева, ПРАЙМ