В мероприятии приняли участие президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Козак, председатель Координационной комиссии по подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года Жан-Клод Кили, президент АНО «Оргкомитет «Сочи - 2014» Дмитрий Чернышенко и другие официальные лица.
Выступая перед участниками торжественного мероприятия, заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Козак передал поздравления от имени Правительства РФ и поблагодарил за высокую организацию работы.
В соответствии с правительственной программой по подготовке инфраструктуры для проведения Зимних Олимпийских игр в Сочи ОАО «РЖД» является ответственным исполнителем по шести объектам. Наиболее масштабный из проектов — совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» со строительством второго сплошного железнодорожного пути Сочи — Адлер — Веселое.
Учитывая горные условия прохождения трассы совмещенной дороги, одной из основных задач стало сооружение шести тоннельных комплексов с общей протяженностью тоннелей 30 км. Критический путь строительства проходил через строительство комплекса тоннелей №3, расположенного на 23-28 км трассы.
- Это самый каверзный, сложнейший объект. Без преувеличения могу сказать, что завершение его проходки — историческое событие в отечественном тоннелестроении! – заявил Владимир Якунин.
По его словам, менее чем за 3 года в сложнейших геологических условиях пройдено 13,5 километров тоннелей, в том числе автодорожный тоннель (3,2 км, диаметр – 12,8 м), железнодорожный тоннель (4,6 км, диаметр – 9,7 м) и две сервисно-эвакуационные штольни (3,1 км и 2,6 км, диаметр - 6 м).
- Наша победа складывалась из двух составляющих. Это – инновационные решения группы российских и иностранных инженеров и самоотверженный труд рабочих-проходчиков, которые воплотили в жизнь эти решения, - подчеркнул глава ОАО «РЖД».
Проходка тоннелей велась при помощи щитов Lovat (Канада) и Herrenknecht (Германия). В месяц каждый из них способен проходить около 300 метров, оставляя за собой почти готовый тоннель с обделкой из бетонных тюбингов.
Для инженерного сопровождения проходческих работ была создана международная рабочая группа с участием специалистов Amberg Engineering Ltd (Швейцария), которая ежемесячно составляла отчеты по оценке рисков и рекомендации по проходке тоннелей.
В процессе работ выяснилось, что в первоначальном варианте трассы северные порталы тоннелей комплекса №3 попадают на оползневый склон с объемом оползневых масс около 10 млн куб. м грунта. Рабочая группа рекомендовала на участке оползневого косогора изменить план трассы и технологию проходки.
В зонах тектонических разломов были использованы уникальные технологии, которые предусматривают проходку соединительных выработок между штольнями и основными тоннелями, а также закрепление горной массы специальными растворами.
По оценке специалистов Amberg Engineering Ltd, такие технические и проектные решения проходки не имеют аналогов в мировой практике тоннелестроения. Благодаря инновационному подходу завершить проходку комплекса тоннелей №3 удалось с опережением графика на 46 дней.
1 декабря 2011 года в Гонконге на ежегодном конкурсе Всемирной тоннельной ассоциации проект строительства тоннелей на совмещенной дороге был признан победителем в номинации «Лучший проект года».
К настоящему времени на линии Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» завершена проходка всех шести тоннелей, в том числе тоннельного комплекса №1 (включает автодорожный тоннель длиной 2292 м, железнодорожный тоннель — 2459 м и сервисно-эвакуационную штольню — 2330 м), №2 (железнодорожный тоннель длиной 121 м), №4 (железнодорожный тоннель длиной 449 м), №5 (автодорожный тоннель — 1345 м, железнодорожный тоннель — 2842 м, сервисно-эвакуационная штольня — 2828 м), №6 (железнодорожный тоннель – 433 м).
К августу 2012 года на всем протяжении линии Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» будет закончена укладка железнодорожного пути (48,5 км). Ввод линии в эксплуатацию запланирован на апрель 2013 года. Общая стоимость строительства составит около 240,1 млрд рублей.