По мнению наблюдателей, покушение на президента Абхазии, каковы бы ни были его мотивы, может оказаться отнюдь не последним, если правоохранительные органы республики не поймают заказчиков преступления и не назовут их имена. Сейчас на месте покушения работают взрывотехники. При этом сам Анкваб менее чем через полчаса после инцидента уже был на своем рабочем месте, бросив в сторону журналистов лишь короткую реплику, что ему "некогда комментировать произошедшее, так как он и так опоздал на совещание".
Предыдущая попытка ликвидировать Анкваба была предпринята злоумышленниками 23 сентября 2010 г. Снова стреляли из гранатомета, но на этот раз уже не по автомобилю премьер-министра, а по его дому. Тогда Анкваб получил ранения в руку и ногу.
За два месяца до этого автомобиль Анкваба обстреляли из гранатомета на трассе Псоу–Сухуми по выезду из Гудауты, Анкваб и его водитель были ранены. Покушение было совершено за несколько часов до подписания договора о сотрудничестве между президентом Абхазии Сергеем Багапшем и мэром Москвы Юрием Лужковым. По условиям договора московские власти инвестировали в Абхазию крупные суммы, гарантом расходования их по назначению многим виделся именно Анкваб, видный представитель абхазской диаспоры Москвы.
Дважды пытались ликвидировать Анкваба и в 2007 г. Ну, а самое первое покушение на него было совершено 28 февраля 2005 г., через две недели после его назначения на должность премьер-министра Абхазии.
До сих пор ни один нападавший не арестован, так что об их мотивах остается лишь предполагать. Впрочем, большинство экспертов связывают нынешнее покушение с политикой – 10 марта в Абхазии должны пройти парламентские выборы.
Есть и другая версия, которая, впрочем, игнорируется официальным Сухуми – это проявления войны за передел собственности и контроль над финансовыми потоками между местными кланами. "В Абхазии после 1993 г. сложилась клановая экономика, которая основывается на принципе "кормления" криминальным бизнесом тех или иных лиц, находящийся у власти, – говорит директор Института СНГ Константин Затулин. – История покушений на Анкваба тянется с тех пор, как он стал отвечать за хозяйственные вопросы в правительстве. Став президентом, он, скорее всего, также замкнул на себе эту сферу. Я не исключаю, что Анкваб догадывается, кто организовывает на него покушения. Я даже не исключаю, что многие из этих людей уже наказаны. Правда, общественности об этом ничего неизвестно. Люди в Абхазии по-прежнему живут по понятиям, а не по закону".
Ирина Столярова, ПРАЙМ