О роли общественного контроля в закупочной сфере кандидат в президенты РФ Владимир Путин сегодня говорил с доверенными лицами и членами движения "Общероссийский народный фронт". "Будем наводить порядок в системе государственных и муниципальных закупок. Независимый общественный контроль будет следить за тем, насколько обоснован выбор стартовых цен и эффективны способы закупки, как идет реализация проектов. И такая система, по разным оценкам, нам позволит сэкономить от 1 до 2% ВВП", - в частности, сказал Путин.
Об общественном контроле над процессом госзакупок сказано в проекте закона "О федеральной контрактной системе". Он был разработан Минэкономразвития еще в середине прошлого года, но до сих пор не принят. В документе ведомство Эльвиры Набиуллиной предлагает создавать для этой цели общественные объединения. Они могли бы "направлять заказчикам запросы", "осуществлять независимый общественный мониторинг и оценку" госзакупок и, наконец, "направлять материалы по итогам своей деятельности в государственные органы".
Колоссальные потери государства от коррупции в сфере госзакупок – больная тема, по меньшей мере, последние несколько лет. Так, за 2008 год, по подсчетам Национальной ассоциации участников электронной торговли /НАУЭТ/, российский бюджет лишился 347 млрд рублей в результате завышения цен в закупочных контактах. При этом Счетная палата, оценившая состояние дел в той же области пару лет спустя, обнаруживала нарушений всего на 22 млрд. рублей. При растущих объемах госзаказа эффективность механизма всего за два года выросла в 16 раз? Скорее всего, налицо различия в методах оценки проблемы, выполненной частной /НАУЭТ/ и государственной /СП/ структурами. Поэтому предложения Путина и Набиуллиной о внедрении общественного контроля следует только приветствовать. Не ясно лишь одно: как быть с уже действующими очагами сопротивления закупочной коррупции?
Российские активисты пытаются бороться со злоупотреблениями в сфере госзакупкок не первый год. Наиболее известный из них – юрист и политик Алексей Навальный, учредивший в конце 2010 года некоммерческий общественный проект "РосПил". Представители сайта весной прошлого года заявили об обнаруженных махинациях на общую сумму в 1,6 млрд рублей /из них - 337 миллионов рублей чистой экономии в результате отмены конкурсов/. Кроме того, наиболее сомнительные факты- с точки зрения, предмета и цены контракта - периодически привлекают внимание прессы. Хрестоматийным в этом смысле можно считать скандал, разгоревшийся в 2010 году вокруг "золотых кроватей" для представительских нужд МВД.
Если общественный контроль де-факто существует, что же в таком случае пытается сделать власть - проконтролировать контролеров? Российский опыт показывает, что формализация общественных функций под эгидой государства редко дает желаемые результаты. Независимый контроль эффективен лишь при условии своей независимости.
Евгений Карасюк, ПРАЙМ