Логика эмоционального заявления главного санитара сводится к тому, что "бесшабашный" потребитель нуждается в защите от самого себя. Не слишком утешительный вывод, учитывая склонность правительства и госбанков выдавать образованность россиян за гарантию их экономической сознательности. В Сбербанке, например, с радостью отмечают, что работают в стране, где нет нужды устанавливать банкоматы для неграмотных, популярные в странах Юго-Восточной Азии. А принятая в 2008 году "Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 года" ставит перед ФСФР задачу создания целого класса частных инвесторов, представляющего заметную часть населения. Задачу, прямо скажем, амбициозную: в том же 2008 году, по данным Всемирного банка, 37% россиян не считали необходимым просчитывать даже стоимость взятых кредитов.
Первые коммерческие банки, получившие лицензию Госбанка СССР, в следующем году отметят четверть века. С тех пор серьезно продвинулось национальное законодательство в банковской сфере. Но финансовая грамотность населения по-прежнему не поспевает за развитием рынка потребительского кредитования (по данным ЦБ РФ, объем выданных в стране розничных кредитов в 2011 году увеличился на 35,9%). При том что государство предпринимало неоднократные попытки исправить ситуацию. Достаточно вспомнить инициированный ФСФР поезд финансовой грамотности, на котором группа экспертов объехала Россию с просветительскими целями. Или более долгоиграющие проекты – вроде принятой в марте прошло года пятилетней госпрограммы "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ" (до 2015 года на нее потратят $113 млн).
Все это, увы, не приносит заметных плодов. Россияне плавают в теме личных финансов, как первоклассник в алгебре. Как явствует из прошлогодних опросов Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), финансовая грамотность в России не только не растет, а даже падает. Лишь 20% респондентов заявили, что не дадут себя обмануть в денежных вопросах (годом ранее таких было 25%), а количество тех, кто признался в полной экономической безграмотности, удвоилось – с 7% до 15%.
Заявление Онищенко почти совпало по времени с многотысячным митингом, проведенным в Екатеринбурге в защиту финансовой пирамиды МММ, созданной Сергеем Мавроди. Что говорить, финансовая культура соотечественников открывает для чиновников и банкиров поистине бескрайний фронт работ.
Евгений Карасюк, "ПРАЙМ"