МОСКВА, 14 мар - ПРАЙМ. При этом решение о реформировании структуры госрасходов надо принимать уже в июне 2012 года, чтобы новое правительство уже имело "дорожную карту" будущей бюджетной политики.
Ранее эксперты в итоговом докладе по Стратегии-2020 предложили "бюджетный маневр", который должен предусматривать увеличение госфинансирования развития инфраструктуры и человеческого капитала на 4% ВВП к 2020 году при сокращении неэффективных и избыточных расходов бюджетной системы не менее чем на 2% ВВП уже к 2014 году.
"Это беда всех больших текстов, когда надо собрать воедино большое количество материалов, отредактировать, снять противоречия... "Бюджетный маневр" пал жертвой редакционной работы. Потому что сейчас, кроме формулы "плюс четыре процента и минус два процента", уже Минфином предложены более радикальные меры снижения неэффективных расходов... Вопрос в том, как из разных предложений находить оптимальное, и принимать политическое решение, причем принимать надо до июня", - сообщил агентству "Прайм" советник Института современного развития Никита Масленников.
Ранее сообщалось, что Минфин рассматривает различные варианты "бюджетного маневра", предусматривающие сокращение неэффективных расходов госбюджета на 2-6% ВВП.
"Это серьезное предложение, которое кроме политического решения требует и перезагрузки пенсионной системы с 2014 года, налогового маневра и так далее", - сказал он, добавив, что в некоторых отраслях неэффективные расходы составляют около трети всех расходов. Соответственно, без наведения порядка в госзаказе и расходах бюджета, увеличения расходов на приоритетные отрасли будет неэффективным.
"Вопиющей является неэффективность расхода средств. Например, стоимость километра дороги у нас в России в пять раз выше, чем, например, в Финляндии...Или образование… Без структурных реформ, повышающих на порядок качество, вряд ли такой бюджетный маневр разумен", - отмечает президент организации "Деловая Россия" Александр Галушка.
Эксперты отмечают и задержку перехода к программному госфинансированию. Так, из 41 запланированной госпрограммы более менее готовыми власти признали лишь 6 программ. "Это важная составная часть маневра, и потенциал экспертных групп надо было использовать для оценки и формирования этих программ. А пока ни одна из них не проходила общественной оценки", - говорит Масленников.
В частности, посвятить следующее десятилетие снижению расходов на национальную безопасность и неэффективный госаппарат предлагает и главный экономист инвесткомпании "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков. "Если это сделать, ситуация будет более социально стабилизирующая", - сказал он.
В том числе, авторы доклада предлагают к 2014-2020 годам сократить на 0,9% ВВП расходы российского бюджета по статье "Национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность".