Документ призван сформировать практику, согласно которой будет сложнее признать банковскую гарантию недействительной по формальным основаниям. В частности, в тех случаях, когда в договоре о предоставлении гарантии не прописаны все условия основного договора, обеспечиваемого этой гарантией.
"Неуказание в гарантии всех условий обязательства, обеспеченного гарантией, не является основанием для оспаривания банковской гарантии", - говорится в проекте.
Согласно проекту достаточно, чтобы из содержания банковской гарантии можно было установить, кто является должником по обеспеченному обязательству, чтобы была указана сумма, подлежащая уплате гарантом при предъявлении бенефициаром соответствующего требования, и в гарантии содержалась отсылка к договору, являющемуся основанием возникновения обязательств принципала перед бенефициаром, либо был указан характер обеспеченного гарантией обязательства.
Понятие банковской гарантии содержится в статье 368 Гражданского кодекса РФ: "В силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате".
Как пояснил на заседании Президиума в среду начальник Управления частного права ВАС РФ Роман Бевзенко, в проекте отражены проблемы, которые остро стоят в судебной практике, так как неединообразно толкуются судами.
В проекте постановления Пленума ВАС РФ также поясняется, что требование закона о письменной форме обязательства гаранта считается соблюденным, если сообщение о предоставлении гарантии направлено "посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от соответствующего лица", в частности, с использованием системы SWIFT.
Кроме того, разработчики проекта разъясняют судам, что отсутствие подписи главного бухгалтера юридического лица, выдавшего банковскую гарантию, само по себе не является основанием для признания гарантии недействительной, несмотря на нормы закона о бухучете. В котором, в частности, говорится, что без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
Наконец, в проекте постановления подчеркивается, что банковская гарантия может быть выдана на срок, не превышающий срок исполнения обязательства, который обеспечивается гарантией.
"Гарантия, выданная на срок, меньший чем срок исполнения обеспеченного обязательства, не может быть признана недействительной по названному основанию, так как она обеспечивает иные обязательства, которые могут возникнуть между принципалом и бенефициаром до наступления срока исполнения основного обязательства (например, в связи с односторонним отказом от исполнения договора, расторжением договора, которые влекут возникновение у кредитора права требовать возмещения убытков, возврата предварительной платы и т.п.)", - говорится в проекте разъяснений.
Проект постановления после доработки будет вынесен на рассмотрение Пленума ВАС РФ, передает РИА Новости.