О сделке сообщается в сегодняшнем совместном пресс-релизе, опубликованном на сайте UPS. Американцы давно - по меньшей мере, с 2008 года - присматривались к голландскому конкуренту, но переговоры о продаже неизменно упирались в цену. Торг не прекращался несколько лет. Последнюю февральскую оферту на 5 млрд евро продавец также отклонил. Но, сумев выторговать 160 млн евро сверх предлагаемой суммы, объявил о готовности расстаться с компанией. UPS в итоге заплатит 9,5 евро за акцию (примерно столько компания стоила год назад), хотя их стоимость при закрытии торгов в день, предшествующей сделку, была существенно ниже - 6,18 евро.
Результатом сделки должна стать крупнейшая в мире служба экспресс-доставки с годовым оборотом в 45 млрд евро. Уже подсчитана и чистая доналоговая прибыль корпорации - к концу 2016 года она предположительно составит 550 млн евро.
Мировые финансовые проблемы больно удали по компании. Хотя уже в начале 2010 года главный исполнительный директор TNT Питер Баккер утверждал, что из кризиса компания вышла сильной и преуспевающей. Она усиленно боролась с издержками, и только за 2009 сэкономила свыше 0,5 млрд евро. Но в конечном итоге именно трудности, вызванные глобальной рецессией, позволили UPS сделать свое решающее предложение.
По данным Bloomberg, рентабельность (соотношение операционной прибыли к выручке) у TNT за последние пят лет сократилась в два с лишним раза– с 9,6% до 4,5%. В последнем квартале прошлого года TNT понесла убытки – 104 млн евро только от основной деятельности. После публикации соответствующей отчетности котировки акций устремились вниз (резко подешевели бумаги как самой TNT, так и PostNL, владельца 29,8% акций компании).
Как ожидается, сделка упрочит положение американцев в Европе. При этом дополнительным плюсом для UPS считают сильные позиции TNT в Азии – прежде всего, в Китае. Китайский рынок, по прогнозам, уже через восемь лет сравняется по емкости с американским. Однако иностранцам там приходится несладко. Это следует хотя бы из печального опыта DHL, создавшего совместное предприятие с местной компанией Sinotrans. В 2009 году СП приобрело китайскую компанию A-Plus Logistics за $47 млн, чтобы затем преобразовать ее в курьерскую службу Sinotrans-Apex. Однако спустя пару лет DHL пришлось продать курьерский бизнес в Китае за треть цены. Транснациональный гигант просто не выдержал конкуренции с тысячами местных игроков, главным преимуществом которых является низкая цена.
Бизнес-модель TNT, владеющей одной из крупнейших в Китае логистических компаний Huayu Logistics, доказала большую устойчивость (если DHL делала ставку на авиацию, но ее голландский конкурент использует в КНР в основном более дешевый наземный транспорт). Но очевидно, что с каждым годом удерживать свои позиции на рынке будет все тяжелее. Ведь количество регистрированных в Китае курьерских фирм вот-вот перевалит за 10 000. Для сравнения: в России, в 9 раз уступающей Китаю в численности населения, таких компаний около 100 – то есть в сто раз меньше.
Учитывая все это, владельцы TNT, возможно, приняли единственно верное решение – продаться по приемлемой цене.
Евгений Карасюк, ПРАЙМ