Многодетных отцов в ближайшем будущем могут отчасти уравнять в правах с матерями. Минздравсоцразвития подготовило поправки в Трудовой кодекс РФ, запрещающие работодателям увольнять таких пап, если те в одиночку содержат семьи, в которых одному из детей не исполнилось трех лет. Сейчас по закону запрет на увольнение мужчин действует лишь в том случае, если они воспитывают детей без матери. Женщины защищены сильнее – их нельзя увольнять при наличии детей до трех лет вне зависимости от наличия отца, а матери-одиночки находятся под защитой закона, пока их детям не исполнилось 14 лет.
Проект ФЗ "О внесении изменений в статью 261 Трудового кодекса РФ" уже одобрен Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
Поводом для законодательных новаций стало решение Конституционного суда (КС) РФ по делу Алексея Остаева, уволенного летом 2010 года по сокращению. На его иждивении находились трое детей, одному из которых на тот момент не было трех лет, а также жена, занятая уходом за ними, в том числе за ребенком-инвалидом. Остаев в иске в КС указал на то, что российский ТК нарушает принципы гендерного равенства, защиты семьи, материнства, отцовства и детства. По его мнению, в 261-й статье следует заменить слово "женщина" на слово "родители".
КС, рассмотрев обстоятельства дела, в конце прошлого года направил его на пересмотр. Убедительным для судей показался аргумент Остаева о том, что в многодетных семьях мать, как правило, не работает, и вся тяжесть по содержанию семьи ложится на отца. По закону решение КС обязывает власти прописать в законе конкретную ситуацию, по которой вынесено решение, пояснил тогда председатель КС Валерий Зорькин.
При этом судьи призвали власти РФ предоставить дополнительные гарантии многодетным отцам или ввести для них дополнительные меры господдержки. Власти не обязаны внимать этому призыву, но, исходя из деклараций избранного президента Владимира Путина о расширении мер социальной поддержки семьи, в перспективе можно ожидать и других новых идей в том же духе.
С одной стороны, власти продолжают действовать в русле социальной защиты населения, планомерно разворачивая трудовое законодательство лицом к наемному сотруднику.
С другой – подрывается экономика предпринимательства, мечту о развитии которого лелеет все то же государство. Ведь любые гарантии занятости в первую очередь ложатся дополнительной нагрузкой на работодателя – особенно в малом и среднем бизнесе.
А работников, требующих к себе особого отношения, в России хватает. В отличие от США, где работодатель почти не ограничен в праве на увольнение персонала, здесь действует строгий перечень причин, по которым можно расстаться с работником, если на то нет его желания. Они четко предусмотрены ТК или другим федеральным законом, все прочее – запрещено.
Кроме того, есть дополнительная защита ряда категорий сотрудников. Например, нельзя увольнять беременных, а также тех, кто находится в отпуске и на больничном. Сами россияне проявляют готовность отстоять свои права любыми способами. Так, несколько лет назад менеджер столичных компании "Маг консалтинг" забаррикадировался в своем кабинете и голодал там 10 дней, протестуя против увольнения и требуя выплат.
Что делать предпринимателю, нанявшему десятерых работников, двое из которых ушли в декрет, еще один в армии, третий на неполном дне из-за учебы, но платить ему надо "по полной"? Уволить никого нельзя, зато нужно выплачивать за всех социальные взносы. В следующий раз такой работодатель десять раз подумает, прежде чем взять ли такого "льготного" работника, даже если он подходит ему по профессиональным качествам.
К счастью для бизнеса, многодетных отцов в России немного. По данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) за 2009 год, многодетные семьи в России составляют лишь 1,3% (около 650 тысяч) от их общего количества по стране. Очевидно, что лишь небольшая часть из них отвечают условиям, обозначенным в законе – то есть имеют неработающую супругу и хотя одного из детей младше трехлетнего возраста.
Наталья Карнова, ПРАЙМ