Всемирный банк (ВБ) - крупнейший в мире инвестиционный институт, ставящий перед собой задачу борьбы с бедностью и экономической отсталостью в развивающих странах. С основания организации в 1946 году должность главы ВБ занимали американцы, если не считать австралийца Джеймса Вулфенсона). Главным "спонсором" ВБ были и пока остаются развитые страны, и тем весомее интрига с выбором кандидатуры нового главы этой организации.
Страны - члены Всемирного банка до 23 марта должны представить кандидатуры на пост президента этой организации. После этого совет директоров составит список из трех самых подходящих претендентов, проведет с ними собеседование и изберет нового главу на весенней встрече, которая пройдет 20 апреля.
Интрига вокруг претендентов на пост главы ВБ возникла после того, как в середине минувшего февраля нынешний руководитель этой организации Роберт Зеллик заявил, что покидает свой пост сразу же по истечении своих полномочий, 30 июня.
Ранее сообщалось, что в шорт-лист кандидатов на пост главы Всемирного банка от США вошли посол США в ООН Сюзан Райс, экс-глава совета по экономике при американском президенте Ларри Саммерс и руководитель комитета по международным отношениям сената США Джон Керри, а также президент PepsiCo Индра Нуйи. Высказывались предположения, что нынешняя американская администрация во главе с Бараком Обамой окажется лояльной к кандидатуре индианки. По мнению экспертов, этим назначением, возможно, и будет достигнут компромисс между Вашингтоном и противниками американского влияния в руководстве ВБ.
Но на этой наделе в фаворитах оказалась другая женщина – глава Минфина Нигерии. В среду на заседании Совета директоров Банка кандидатуру Нгози Оконджо-Ивеалы предложил исполнительный директор от ЮАР, представляющий интересы ряда африканских стран. Официально она выдвигается от "группы 11" ведущих развивающихся государств.
Известно, что нигерийка работала вице-президентом и ответственным секретарем группы Всемирного банка. По отзывам, она пользовалась большим уважением и авторитетом как среди клиентов ВБ, так и среди стран-доноров.
Что касается кандидатуры колумбийца Окампо, в прошлом заместителя генсекретаря ООН по социально-экономическим вопросам, а также экс-министра финансов и экс-главы центрального банка Колумбии, то она вызывает явную аллергию у Вашингтона. Окампо известен как яростный критик экономической политики США. В частности, в 2009 году он заявил, что "США рано или поздно утратят прежние позиции в глобальной экономике в связи с кризисом, который спровоцировала Уолл-стрит, и, как следствие, доллар не сможет удержать свою роль в качестве мировой резервной валюты, и поэтому финансовый кризис должен подтолкнуть развивающиеся страны к созданию наднациональной мировой валюты".
Развивающиеся страны и сейчас располагают в ВБ большинством голосов, но США способны наложить вето на любую резолюцию. Впрочем, если и на сей раз дело ограничится лишь включением выдвиженцев развивающихся государств в список кандидатов, в перспективе их влияние в организации, официально именуемой "одним из важнейших источников финансовой и технической помощи, оказываемой развивающимся странам мира", может стать более весомым.
Полтора года назад квота голосов для развивающихся государств в ВБ была повышена более чем на 3% - до 47, 19%, за счет сокращения доли СЩА (с 16% до 15,85%) и Японии. При этом доля Китая увеличилась с 2,77% до 4,42%, а российская сохранилась на прежнем уровне в 2,78%.
Предвестником возможных кадровых изменений стала жесткая позиция, занятая странами БРИКС /Бразилией, Россией, Индией, Китаем и Южной Африкой/, против того, чтобы ВБ возглавляли только американцы, а МВФ – исключительно европейцы.
При этом недавно Пекин высказал пожелание, чтобы процедура выборов нового главы ВБ прошла максимально открыто и учитывала нынешние реалии мировой экономики. Экономический потенциал стран БРИКС не является новостью: эти страны совокупно занимают 30% земной поверхности, их население составляет 42% от мирового, их ВВП достигает 18% от мирового ВВП.
"Альтернативные выборы главы ВБ – это явная политическая игра, результатом которой может стать назначение на этот пост не американца", - считает заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ Андрей Суздальцев - Конечно, деятельность ВБ жестко структурирована. На том или иной направлении работаю жесткие администраторы. Когда в 2007 году назначали Зеллика, то в Вашингтоне надеялись упрочить роль главного инструмента влияния США в третьем мире. Но в период кризиса страны БРИКС обрастают не только экономическим, но и политическим жирком. Поэтому вполне логично, что они затеяли революционные изменения в процедуре назначения главы Всемирного банка".
Ирина Столярова, ПРАЙМ