CEDC на прошлой неделе поручил консультантам подготовиться к заключению стратегического альянса со структурами бизнесмена Рустама Тарико, который хочет увеличить долю в этом предприятии.
Как напомнила польская компания, итог этого процесса не предопределен, и он пока ни к чему не обязывает.
Тарико ранее предложил совету директоров CEDC рассмотреть сделку, которая позволит увеличить долю "Русского стандарта" в CEDC с 9,9% акций до 32,99%. Также он предложил польской компании в рамках этой сделки кредит.
ОПТИМИСТИЧНЫЙ ПРОГНОЗ
Перспективы сделки оптимистически оценивает для обеих сторон аналитик ИК "Финам" Анна Мишутина. "В случае консолидации Тарико мажоритарной доли CEDC, а такой сценарий, по-моему, сейчас весьма вероятен, активное развитие получат процессы дальнейшей интеграции компании с алкогольным бизнесом группы "Русский стандарт" - а это, несомненно, приведет к существенному позитивному синергетическому эффекту", - сказала Мишутина.
По ее словам, в первую очередь, это может произойти за счет укрепления дистрибуции и расширения портфеля наиболее сильных брендов. "Полагаю, подобное слияние, вне зависимости от того в рамках какой схемы оно будет проводиться, для операционной деятельности объединенной компании будет весьма позитивным и, вполне вероятно, позволит, сохранить лидерские позиции на рынке", - резюмировала Мишутина.
По словам аналитика "Инвесткафе" Антона Сафонова, инвестиции в компанию просто необходимы, с учетом того, что общий размер долга CEDC оценивается в 1,3 миллиарда долларов, и по признанию самой компании платить по обязательствам в полном объеме она не сможет уже в 2013 году. По мнению аналитика, согласно предложенным условиям сделки, альянс с "Русским стандартом" как минимум в два раза позволит облегчить погашение облигаций в 2013 году на сумму 300 миллионов долларов.
"Такой альянс как минимум позволит улучшить финансовое положение компании за счет реструктуризации долга, но о восстановлении рыночной доли и прошлых объемов продаж CEDC говорить пока рано", - отметил Сафонов. По его прогнозу, при благоприятном развитии ситуации CEDC восстановит свои позиции, и тогда "Русский Стандарт" получит значительные преимущества как крупный акционер. "Однако, существует вероятность, что объемы продаж будут восстанавливаться значительно медленнее, особенно с учетом роста акцизов и вполне возможно, что тогда компании могут потребоваться дополнительные инвестиции", - добавил он.
Аналитик ИК "Ренессанс Капитал" Наталья Загвоздина напоминает, что Тарико всегда хотел присутствовать на международном рынке водки в большом размере, который премиальный сегмент, в котором представлена компания, не может позволить по определению. "Создавать новые бренды в массовом сегменте сложно, хотя и не невозможно, но если есть компания, у которой есть сильные бренды, то развивать их совместно - это нормальное желание для стратегического инвестора", - сказала Загвоздина.
Она отметила, что "Русскому стандарту", в первую очередь, должно быть интересны активы "Русского алкоголя", а не рынок Польши. Как сообщил агентству "Прайм" глава ассоциации "Польская водка" Анджей Шумовский, Польша – это четвертый по величине в мире рынок водки после России, Украины и США и с 2003 года в течение пяти лет польский рынок водки рос более, чем на 10% в год, однако после 2008 года был отмечен спад. "В Польше присутствуют все ведущие игроки алкогольной отрасли и все важнейшие марки, это ужасно привлекательный рынок", - заключил он.
НЕЯСНЫЕ МОТИВЫ
Аналитик "ВТБ Капитала" Иван Кущ сомневается в целесообразности сделки для "Русского стандарта", однако не исключает, что у Тарико могут быть свои, не очевидные для стороннего наблюдателя, мотивы. "Для CEDC эта сделка - вопрос жизни и смерти, но игра Тарико до конца не понятна - хотя, однозначно, что он человек опытный и знающий отрасль больше, чем кто-либо из экспертов", - сообщил агентству "Прайм" Кущ.
По его словам, если рассматривать "Русский стандарт" как портфельного инвестора с горизонтом участия в один-два года, то от текущей стоимости компании в 440 миллионов долларов рост будет небольшой, что, учитывая сложность ситуации, не создает предпосылок для активной помощи компании. Кущ напомнил, что за последние два года CEDC подешевела в 5-6 раз. "С другой стороны, Рустам всегда приходит надолго, поэтому вполне возможно, что на горизонте в 5 лет стоимость компании можно увеличиться в 3-4 раза, но как делать это в текущей ситуации не очень понятно", - добавил он.
Кущ считает, что на данный момент претендентов на CEDC помимо "Русского стандарта" на рынке нет. "На них кто только не смотрел, от бывшего акционера холдинга "Вимм-Билль-Данна" Давида Якобашвили, до бизнесменов Василия Анисимова, Геннадия Тимченко, Аркадия Ротенберга, но они все посмотрели и поняли, что им это не нужно, борьбы за этот актив не было", - добавил он.
Стремлением "Русского стандарта" приобрести проблемный актив удивлен генеральный директор Organic Vodka Group Сергей Клещуков. "Вероятно, мы не знаем всех аспектов данной сделки, как и не знаем целей "Русского стандарта", потому что со стороны они предоставляются лишенными смысла - на сумму убытка CEDC за 2011 год можно купить половину европейских дистрибьюторских компаний", - сказал он.
По его словам, проблемы CEDC не только в долгах, но и в их продуктах в России. "Они убыточны, потому что компания упустила момент повышения цен и маржинальной доходности, а денег на то, чтобы сейчас поднять цены, что, в свою очередь, требует средств, у них сейчас нет - вот они и оказались в углу", - пояснил Клещуков.
Как отметил собеседник агентства, ранее среди участников алкогольного рынка циркулировали предположения, что, может быть, Тарико собирается перепродать CEDC другим структурам, так как "Росспиртпром" имел интерес к "Русскому алкоголю", однако, по его словам, сейчас госхолдинг не имеет отношения к обсуждаемой сделке.
По мнению аналитика компании "Атон" Ивана Николаева, плюсы предложения "Русского стандарта" для CEDC очевидны, хотя бы потому что это поможет им избежать банкротства, однако польза для "Русского стандарта" заключается только в расширении линейки продуктов и дистрибьюции в других странах. "Если идти в Восточную Европу и строить бизнес самостоятельно и конкурировать с теми компаниями, которые представлены там уже давно, то это обойдется дороже, займет больше времени и сил", - добавил он.
С ним не соглашается директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. "Выигрыш "Русского стандарта" не в системе дистрибьюции CEDC, не в портфеле их брендов, а в том, что эти активы неизбежно будут расти в цене", - заявил Дробиз. В связи с этим, по мнению собеседника агентства, предполагаемый союз скорее выгоден для Тарико, чем для CEDC, поскольку не решает полностью проблемы польской компании и оценивает ее сильно дешевле справедливой суммы . "Дело в том, что их проблемы возникли в 2007 году, когда они покупали российские активы минимум в 1,5 раза дороже, а покупали они их в долг, но российские активы все равно остаются прибыльными", - сказал Дробиз. Так как, по его мнению, ниже установившейся цены стоимость CEDC падать уже не будет, Тарико будет действовать на повышение стоимости компании.
"Если бы Россия была бы предсказуемой страной с устойчивым алкогольным законодательством, то "Русскому Стандарту" другие игроки бы даже близко подойти не дали - CEDC полностью купили бы крупные международные игроки - Diageo, Pernod Ricard, Brown-Forman", - заявил Дробиз. Однако, по его словам, сейчас уже интерес к Польше перехвачен компанией Belvedere, продающей свой польский водочный бренд Sobieski за 200 миллионов долларов, а иметь дело с российскими алкогольными активами эти инвесторы не желают.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
В ноябре "Русский стандарт" приобрел 9,9% акций CEDC на общую сумму 25,35 миллиона долларов.
В начале февраля Тарико предложил совету директоров польского алкогиганта рассмотреть сделку, которая позволит увеличить долю "Русского стандарта" в CEDC до 32,99%.
Сделка включает в себя обмен имеющихся у "Русского стандарта" конвертируемых облигаций CEDC общей суммой в 103 миллиона долларов на дополнительные акции, исходя из цены 7 долларов за бумагу, что, как отмечал Тарико в своем письме, предусматривает 71% премию к котировкам акции CEDC на американской бирже 31 января. Эта сделка позволит увеличить долю "Русского стандарта" в CEDC до 25%.
Кроме того, холдинг был готов обсудить с CEDC предоставление кредитной линии для рефинансирования оставшейся части еврооблигационного займа - 207 миллионов долларов.
Тарико также предлагал CEDC анонсированный ранее обмен дистрибьюционных прав дочерней компании "Русского стандарта" Roust, Inc, на долю в компании. По мнению Тарико, CEDC может оплатить эти активы дополнительными акциями, что позволит увеличить долю "Русского стандарта" до 32,99%.
В результате проведения этих сделок "Русский стандарт" может стать крупнейшим акционером и кредитором CEDC и получит право на доступ к управлению польской компании. В частности, на три места в совете директоров CEDC и право на участие в назначении ключевых менеджеров "Русского алкоголя" - российского подразделения польского холдинга. По мнению Тарико, это позволит защитить его инвестиции. Он также пообещал не вмешиваться в руководство операционными делами CEDC и отказаться от части прав, как только перестанет кредитовать CEDC.
По итогам 2011 года чистый убыток CEDC увеличился в 12 раз по сравнению с 2010 годом и составил 1,29 миллиарда долларов. В перерасчете на одну обыкновенную акцию убыток компании возрос до 17,90 доллара против 1,49 доллара в 2010 году.
Польская водочная компания CEDC в России контролирует группу компаний "Русский алкоголь" и марки "Журавли", "Маруся", "Зеленая Марка", Parliament и другие. Компания CEDC является дистрибьютором более 700 брендов, таких как Remy Martin, Jaegermeister, Metaxa, Corona, Foster's, Jim Beam, Guinness. Также работает в Германии, Швеции, Дании, Эстонии, Азербайджане, Армении. В свободном обращении находится 90% акций.
Корпорация "Русский стандарт" ведет свою деятельность в сфере премиального водочного бизнеса ("Русский стандарт водка"), дистрибьюторства спиртных напитков ("Руст Инк"), банковского дела и страхования.
Феликс Сандалов, ПРАЙМ