Согласно данным исследования, 76% руководителей торговых предприятий охарактеризовали экономическую ситуацию в первые месяцы 2012 года как "удовлетворительную".
Говоря о факторах, мешающих развитию торговли, авторы исследования указывают на снижение по сравнению с четвертым кварталом 2011 года доли руководителей, ссылавшихся на "высокий уровень налогов", с 60% до 56%.
Предприниматели также отмечают ослабление таких факторов как "недостаточный платежеспособный спрос" - о нем сообщили 47% руководителей против 49% в предшествующем квартале.
В меньшей степени на торговые предприятия влияли такие ограничения, как "недостаток финансовых средств", "высокий процент коммерческого кредита", "сложности получения кредита", "недостаточный ассортимент", а также "недостаток торговых и складских помещений".
По данным исследования, индекс предпринимательской уверенности в первом квартале 2012 года вырос относительно четвертого квартала прошлого года на 2 процентных пункта – до 8%. Наибольшее значение индекса зафиксировано в организациях розничной торговли Северо-Западного федерального округа (+15%), наименьшее — Уральского федерального округа (–5%).
ЦЕНЫ И ДОХОДЫ
Исследование показало, что большинство предпринимателей (48%) начали новый торговый сезон со снижения отпускных цен, что в свою очередь явилось закреплением тенденции, прослеживающейся в организациях со второй половины 2011 года. Ослабление ценового давления прослеживалось как в продовольственном, так и непродовольственном сегментах.
В первом квартале 2012 года средний уровень торговой наценки в организациях составил 27%, а по социально значимым товарам – 17%. При этом, по мнению участников опроса, желаемая средняя торговая наценка, которая была бы достаточной для возмещения издержек обращения и обеспечила получение необходимой прибыли, составляет соответственно 40% и 27%.
При этом увеличения своих доходов во втором квартале 2012 года ожидает большинство руководителей.
ЗАКАЗЫ, ИМПОРТ, ПЕРСОНАЛ
Количество респондентов, планировавших наращивать заказы поставок в первом квартале 2012 года на 1 процентный пункт превысило число предпринимателей, ожидающих их снижения (в предыдущем квартале число пессимистов на 4 процентных пункта превышало количество оптимистов). При этом доля торговых организаций, отмечавших снижение объема продаж, на 4 процентных пункта превосходила долю тех фирм, где наблюдалось его увеличение (в предыдущем периоде таких было на 9 процентных пунктов больше).
В большинстве торговых организаций продолжались сокращения персонала - процесс отличался от четвертого квартала 2011 года лишь интенсивностью: руководителей, снизивших число сотрудников, было на 11 процентных пунктов больше, чем увеличивших штат. В конце 2011 года разница составляла 14 процентных пунктов.
По данным опроса, в первом квартале 2012 года средняя доля импортной продукции в общем объеме оборота розничной торговли составила 32%. В большей степени данная тенденция прослеживалась для групп товаров непродовольственного назначения. Средняя доля непродовольственных товаров импортного происхождения относительно продовольствия была превалирующей и составляла 45% против 23% соответственно.
Число респондентов, отметивших сокращение складских запасов на 2 процентных пункта превысило число увеличивших этот показатель. При этом большинство руководителей (88%) отметили, что уровень складских запасов в их организациях соответствует "нормальному".
ФИНАНСЫ И РАЗВИТИЕ
Несмотря на явное замедление темпов сокращения прибыли, значение данного показателя продолжало оставаться отрицательным. Баланс оценок изменения показателя составил –5% .
Обеспеченность организаций собственными финансовыми ресурсами, также оставалось одним из главных негативных сигналов, указывающих на то, что предприниматели пока не могут преодолеть ограничения посткризисного периода - баланс оценки изменения показателя в первом квартале сохранил значение предшествующего квартала и составил –5% .
Согласно результатам исследования, в первом квартале 2012 года к преобладающим видам развития бизнеса для большинства организаций, участвовавших в опросе, относились меры, направленные на рекламные компании (39% респондентов), модернизацию и обновление оборудования, а также изучение спроса (27% соответственно).
Вместе с тем, 34% опрошенных респондентов указали на отсутствие в их организациях деятельности, связанной с отчислением финансовых средств на развитие и расширение их бизнеса.
В докладе использованы результаты ежеквартальных выборочных опросов руководителей около 4 тысяч организаций розничной торговли из 78 регионов России, проводимых Росстатом.