Рост кинопросмотров в Интернете бьет рекорды. В 2012 году на самом крупном национальном кинорынке – американском – количество онлайн-просмотров увеличится согласно прогнозам в 4,76 раза, следует из опубликованных накануне данных исследования американской компании IHS Screen Digest. В онлайне будет просмотрено 3,4 млрд фильмов, а в прошлом году – 1,4 млрд. Однако говорить о гибели традиционных рынков "доставки кино" – продаж оптических дисков и билетов в кинотеатры – преждевременно.
Ожидается, что в наступившем году будет продано 2,4 млрд фильмов на дисках. Для сравнения: это на миллиард меньше, чем прогнозное количество просмотров кино в онлайн. Но при этом ожидаемое снижение продаж дисков – 200 млн штук – составляет всего лишь 8% от продаж прошлого года, что не так уж много.
Заметим, что уже существует рынок, который онлайн-просмотры превзошли по просмотрам – традиционный кинопрокат. Количество просмотров в онлайн-кинотеатрах за прошлый год ( 1,4 млрд) уже превосходит количество посетителей кинотеатров традиционных (по данным Motion Picture Association of America – 1,26 млрд). Да, американский рынок кинопроката находится в упадке, в прошлом году достиг исторического минимума за последние 16 лет, но причина отнюдь нее в конкуренции с онлайном.
Анализируя причины кризиса кинопроката, специалисты в первую очередь говорят о проблемах контента. В кинематографе дефицит свежих идей. Семь из десяти самых кассовых фильмов 2011 – сиквелы. По той же причине трехмерное кино вместо драйвера явилось тормозом развития проката. Количество 3D-картин увеличилось почти вдвое – 45 лент в 2011 году против 26 в 2010-м, а вот сборы в данном случае снизились на 18%, или на $400 млн.
Мировой рынок, конечно, неоднороден и заметно отличается от американского. За пределами Штатов рынок кинопроката за прошлый год вырос на 6%. Одним из драйверов мирового рынка кинопроката стала Россия, занявшая шестое место по доходам от кинопроката, разделив его с Германией. В прошлом году наши соотечественники, по данным "ПрофСинема", ставили в кассах кинотеатров $1,15 млрд., что на 15,5% больше, чем в 2010-м. И хотя число кинотеатров увеличилось за год на 10%, общее количество зрителей в них впервые за семь лет не выросло, следует из данных Movie Research.
Стоит ли винить пиратов в потерях киноиндустрии в $2 млрд в год (такую цифру называет президент "Амедиа" Александр Акопов)? Даже в далеких от совершенства российских условиях нельзя ставить знак равенства между онлайновым и пиратским контентом. Опрос, проведенный весной этого года Movie Research и "Ромир", показал, что большинство онлайн-зрителей получают контент из "ВКонтакте" (54%), где большинство фильмов размещены незаконно. Однако на втором месте идет вполне легальный Ivi.ru, с которого фильмы смотрели 30% опрошенных. Популярными оказались Zoomby.ru (22%), Omlet.ru (15%) и Now.ru (9%), также предлагающие легальный контент.
Таким образом, Россия находится в мировом тренде: развиваются каналы доставки контента, идет перераспределение доходов между ними. Но конкуренция между каналами по большей части косвенная – места хватает всем из-за быстрого роста количества просмотров.
Александр Маляревский, ПРАЙМ