МОСКВА, 28 мар - ПРАЙМ.
"Да, я считаю, что сегодня такая возможность простимулировать регионы-доноры есть. Надо вернуться к понятию конституционный федерализм или бюджетный федерализм, как угодно, давайте вернемся к 50 на 50. Надо оставлять 50% налогов в бюджетах регионов, в том числе доноров, давать им на развитие",- сказал Степашин, представляя в Совете Федерации отчет о работе контрольного ведомства за 2011 год.
По его словам, в Счетной палате озабочены тенденцией увеличения количества регионов, получающих субсидии на бюджетную сбалансированность из федерального бюджета.
"Предполагается, судя по тенденции, что в 2012-2014 годах число дотационных регионов в нашей стране увеличится с 69 до 72", - сказа Степашин.
При этом, по его словам, в настоящее время 72% собранных на территориях доходов формируют всего десять субъектов Федерации.
"Прошло время, когда нужно было управлять из центра налогами и бюджетами в силу политической ситуации. У нас другая страна и выборы это показали, кому бы они нравились - не нравились. У нас другая страна, нам не надо ни с кем бороться в регионах, не давая им денег, - сказал Степашин. - Я не вижу здесь никаких причин, которые бы мешали это сделать сегодня. Очень надеюсь, что новое правительство с новым президентом это сделают, не уходя в долгую, в этом году".
Он отметил, что доходы консолидированного бюджета регионов в 2011 году выросли по сравнению с 2010 годом на 17%.
"Однако это происходит на фоне смещения центра тяжести в системе межбюджетных отношений в сторону федерального центра", - заявил Степашин.
По его мнению, действующий механизм централизации финансовых ресурсов не создает условий для повышения финансовой самостоятельности регионов. В частности, по его словам, если в 2009 году доходы консолидированного бюджета регионов без учета передачи им трансфертов из федерального бюджета в общем объеме доходов бюджетной системы составляли 38%, то в 2011 году снизились до 35%.
"При этом 13% из 65%, которые поступают в федеральный бюджет, затем вновь возвращаются территориям в виде межбюджетных трансфертов", - сказал Степашин.
"Сложившаяся система бюджетной обеспеченности мешает стимулам наиболее развитые регионы, так как быстрые темпы социально-экономического развития не всегда приводят к соответствующим изменениям бюджетной обеспеченности", - сказал глава Счетной палаты.
Он сообщил, что регионы-доноры передает в федеральный бюджет от 55 до 85% своих доходов.
"Одновременно наименее развитые регионы не достаточно мотивированы, чтобы в большей мере решать стоящие перед ними задачи за счет собственных средств", - добавил он.
По данным Счетной палаты, доходы 15 регионов России более чем наполовину формируются за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета.
Ранее президент РФ Дмитрий Медведев говорил, что необходимо увеличить число полномочий, переданных с федерального уровня на региональный, поскольку их исполнение на региональном уровне может быть более эффективным. Параллельно следует провести финансовую децентрализацию, которая предоставит регионам дополнительные средства для реализации этих полномочий. Он предлагал рассмотреть возможности расширить источники доходов региональных и местных бюджетов, включая их собственные источники, для реализации как возможных полномочий, так и уже существующих.
Минфин предлагает закрепить за регионами полномочия как собственные, а не делегировать их от федеральной власти,