Согласно постановлению, тариф техосмотра для легковушек вырастет с нынешних 690 до 720 рублей. Для мотоциклов цена техосмотра увеличится всего на 4%.
В прошлом году президент РФ Дмитрий Медведев заявлял о том, что действующая схема прохождения техосмотра несовершенна, и ее нужно реформировать. Имелись в виду не только огромные очереди около пунктов инструментального контроля, но и коррупционные схемы с участием ГИБДД, представители которой за отдельные деньги выдавали талоны автомобилистам вне очереди, а иногда и вовсе без осмотра машины.
Новый закон, вступивший в силу с 1 января 2012 года, казалось, должен искоренить злоупотребления в этой области. Однако его текст страдает многочисленными нестыковками (очередные поправки в документ сейчас обсуждаются в Госдуме и будут вынесены на голосование в середине мая, а окончательно документ выправят лишь к концу текущего года). Недовольны даже страховщики, которые первыми должны выиграть от принятия закона – ведь высокий уровень коррупции в проведении ТО и, как следствие, низкое качество проверки увеличивает риски страхового бизнеса.
С этого года новыми правилами прохождения ТО предусмотрено не только снижение тарифов на эту услугу, но и кратное увеличение пунктов инструментального контроля, что также не вызвало энтузиазма на рынке.
Еще осенью прошлого года страховщики и чиновники Минэкономразвития (МЭР) спорили по поводу цены в 2000 рублей за прохождение ТО. Представители Российского союза автостраховщиков (РСА) утверждали, что стоимость прохождения ТО не может быть меньше обозначенной суммы, ведь только в этом случае компаниям-операторам удастся сохранить рентабельность. При этом в МЭР утверждали, что тарифы должны снизиться хотя бы по причине отмены госпошлины в 300 рублей.
Точку в данном вопросе поставила Федеральная служба по тарифам (ФСТ), утвердившая методику расчета предельного размера платы за проведение техосмотра. С 1 января 2012 года стоимость ТО составляет не более 958,5 рубля без НДС. По мнению ФСТ, это предварительные цифры, реальная стоимость может быть еще меньше, ведь последнее слово здесь за региональными властями.
В итоге объявленная сегодня столичным властями стоимость ТО в Москве оказалась значительно ниже ожиданий рынка, а также ниже расчетов ФТС (1173 рубля).
По оценке замдиректора департамента Министерства экономического развития Евгения Ковтуна, новый тариф установлен на уровне минимальной рентабельности. По его словам, цена должна составлять 990 рублей в Москве и Санкт-Петербурге и не менее 400 рублей - в регионах.
По данным Минэкономразвития, в настоящее время самая высокая стоимость техосмотра зафиксирована в Приморском крае - 983 рубля, а самая низкая - 265 рублей - в Астраханской области и Дагестане (300 рублей). Эксперты, в свою очередь, указывают на то, что в настоящий момент в России пунктов техосмотра пока недостаточно. Сейчас по подсчетам МЭР насчитывается порядка 3500 пунктов технического осмотра. Это, по крайней мере, вдвое меньше необходимого, считают в РСА.
Исходя из экономической логики, чтобы расширить число участников процесса, необходимо хотя бы в краткосрочной перспективе увеличить тарифы на техосмотр, что позволило бы повысить рентабельность бизнеса, а затем и выстроить в этой сфере конкурентную среду. Но у власти могут быть иные соображения: как объяснить тем же москвичам, что изменения, касающиеся прохождения ТО, в итоге увеличат стоимость процедуры? Впрочем, вполне вероятно, что нынешнее повышение стоимости ТО в столице всего на $1 не последнее, ведь законом частота изменения тарифов никак не регламентирована.
Ирина Столярова, ПРАЙМ